aminora (aminora) wrote,
aminora
aminora

Categories:

Былинная Печора, былинный Космос (часть 3)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 3)
    (продолжение, см. части 1, 2)
      
  Былинная астрономия
[Spoiler (click to open)]      
        Исторические и мифологические концепции былиноведения долго боролись между собой, аки богатырь с преюдалой поляницей, и не сочетались. Но время сочетания потихоньку настало, и как опыт синтеза родилась не раз упомянутая книга Л.Р. Прозорова «Русские богатыри». Думается, стоит продолжать и развивать этот процесс синтеза. И катализатором тому послужит метод, обнародованный давным-давно – сорок лет и четыре года тому назад.

        Я имею в виду вышедшее в 1969 году исследование Джорджио де Сантильяны и Герты фон Дехенд «Мельница Гамлета. Эссе, исследующее истоки человеческого знания и его передачу через миф» (Giorgio de Santillana, Hertha von Dechend «Hamlet's Mill. An Essay Investigating the Origins of Human Knowledge and Its Transmission Through Myth»).

            Удивительно, но культовая книга по сей день не издана на русском языке! Перевод делается исключительно энтузиастами (translatinghamletsmill.blogspot.com, http://translatedby.com/you/hamlet-s-mill-an-essay-investigating-the-origins-of-human-knowledge-and-its-transmission-through-myt/into-ru/trans/). Три четверти уже переведено, оставшееся можно читать на английском или в «гоблинском» переводе автопереводчика. Но, глядишь, к своему 45-летию книга таки будет переведена на русский. А там, может, и какое-нибудь издательство решится её издать.

        Впрочем, и за морем судьба книги была непроста: исследование не было опровергнуто, оно было просто проигнорировано. Но всё же у Сантильяны с Дехенд появились последователи, использующие их метод или ссылающиеся на них. И многие из этих авторов переведены на русский язык – через них мы и узнали о «Мельнице Гамлета». Поскребя по сусекам, нашёл дома 4 книги, в той или иной степени опирающиеся на «Мельницу»:

            1) Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций (Hancock G. Fingerprints of the Gods/ A Quest for the Beginning and the End). М.: Вече, 1998;

        2) Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта (Bauval R., Gilbert A. The Orion Mystery. Unlocking the Secrets of the Pyramids). М.: Вече, 1998;

        3) Джилберт Э. Тайны волхвов. В поисках предания веков (Gilbert A.G. Magi. The Quest for a Secret Tradition). М.: Вече, 1998;

        4) Салливан У. Тайны инков. Мифология, астрономия и война со временем (Sullivan W. The Secret of the Incas. Myth, Astronomy, and the War against Time). М.: Вече, 1998.

        И это наверняка не весь список того, что издано по мотивам «Мельницы Гамлета» на русском языке. В общем, русскому читателю концепция Сантильяны и Дехенд доступна – даже несмотря на то, что их книга у нас не издана.

        Поэтому обозначу лишь основное в их открытии: мифы – это не совсем то, чем их обычно считают. Мифология – это особый иносказательный технический язык, служащий для увязывания важных земных событий с небесными (астрономическими) явлениями по принципу «как на Небе, так и на Земле» и передачи сведений о них потомкам в компактной, удобной для запоминания форме. Сантильяна и Дехенд нашли ключ к пониманию этого языка мифов.

        Вот, допустим, в некотором созвездии, в некоторой части неба сближаются планеты Юпитер и Сатурн, а в это время на Земле происходят значимые события – скажем, столкновение двух сил. Ведун на память будущим поколениям составляет миф или сказку, где одну из сторон соотносит с Юпитером, другую с Сатурном – и обыгрывает это в образах героев. Поскольку каждая планета уже соотносится с образом того или иного Божества (или Божеств), то герой неизбежно приобретает определённые черты этого Божества.

        Эта практика объясняет парадоксальный факт – что не только положительный, но даже и отрицательный герой наделяется чертами планетарного Божества (так, забегая вперёд, отмечу, что признаки соотнесения с планетой Юпитер есть не только у «своих» – Добрыни и Дюка, но и у злодея Сокольника). Соотносясь в мифе с космическими образами, герой сохраняет и свой исторический прототип: таким образом, древние волхвы – составители мифов были первыми, кто «соединил историческую школу с мифологической».

        Поскольку в мифе зашифровано положение планет и других космических объектов при том или ином событии, расшифровка помогает установить, когда именно произошло это событие. Для этого исследователи определяют момент, когда на небе было описанное положение небесных тел: раньше только с помощью планетария, потом – с помощью компьютерных программ. Эти опыты хорошо описаны Джилбертом, а особенно Салливаном. Разумеется, не все мифы посвящены историческим и другим общественным событиям – в мифологии есть и более глобальные, космологические мотивы, вечные темы. Естественно, расшифровка мифов от этого не становится менее увлекательным занятием.

        Здесь мой словесный поток может быть оборван весомым аргументом из введения к «Своду», который можно выразить словами: «мифы – это осо́бь статья, эпос – осо́бь статья». Мол, говоришь про мифы, а при чём тут былины? Однако открытие Сантильяны и Дехенд базируется не только на мифах, но во многом и на эпосе – где используется тот же самый кодовый язык, что и в мифах.

        Исследование «Мельница Гамлета» опирается в основном на эпос и мифы скандо-германских народов, античных Греции и Рима, Индии и Ирана, Ближнего Востока, полинезийцев да на карело-финскую «Калевалу». И повсюду выявлен схожий технический язык мифологии. Изначально, в соответствии с представлениями того века, идея была в том, что он возник где-нибудь на Ближнем Востоке и распространялся в «полосе высокой культуры». Но потом выяснилось, что кодовый язык – поистине всемирный, ибо обнаружен даже у диких отдалённых племён, и его возникновение следует отнести в глубокую доисторическую древность.

        При этом в мифах, как оказалось, отражены на удивление глубокие знания о Вселенной. Так за тысячелетия до Гиппарха люди знали о прецессии равноденствий. Они имели понятие об эклиптике, саросе, полушариях небесной сферы, даже о форме Галактики, производили точные измерения и рассчитали длительность прецессионного цикла точнее, чем античные астрономы. Может, эти знания и способ их кодирования мифом унаследованы от древней высокоразвитой цивилизации, а может, получены свыше, в шаманском опыте – сейчас можно только гадать. Но после знакомства с исследованиями школы Сантильяны и Дехенд уже не сомневаешься, что древние знали и такие «мелочи» как кольца Сатурна и спутники Юпитера.

        Русские читатели «Мельницы» и позднейших книг на ту же тему наверняка думают: «Какой замечательный праздник, но в нём явно не хватает нас!» Ведь в «Мельнице» русский фольклор упомянут, если не ошибаюсь, лишь единожды: когда предполагается связь богатыря Колывановича с Калевой – но это упоминание, замечу, касается именно такой части русского фольклора как былевой эпос – былины.

        Обычно исследования связи мифа с астрономией я называю астромифологией или мифоастрономией. Но если знатоки уверяют, что эпос – это вовсе не мифология, то для выявления астрономических реалий в былевом эпосе, наверно, стоит ввести термин былевая эпическая астрономия или былинная астрономия, а то и звездочётное былиноведение.

        Как бы оно ни называлось, это направление стоит развивать. Может, когда-нибудь дойдёт дело и до исследования дат былинных событий в планетариях и компьютерных программах звёздного неба. Нужно всего лишь, чтобы сошлись в одной точке патриотизм, любовь к астрономии и знание культурного наследия нашего народа.

        Может, исследования уже вовсю развиваются, а я не слышал? Если всё же в России, Беларуси или Украине где-то втихаря вышла «Мельница Гамлета», либо какие-то не упомянутые здесь труды по русской астромифологии, прошу, читатель, рассказать об этом в комментариях. А я расскажу немного о том, что ещё встречал на эту тему и что сам нашёл астромифологического в русской традиции.
       
        Мельница Бабы Яги и громовое колесо Перуна
      
        Однажды неизвестный фольклористам и мифологам блогер B-29 (он же – «Blogbuster») задумался: а почему избушка Бабы Яги не просто стоит на курьих ножках, но ещё и повёртывается? И обнаружил: единственное на Руси строение, которое не просто стоит на курьей ноге (столбике), но ещё и повёртывается – это ветряная мельница типа столбовка. Вот тут мельница установлена на клети:

      
        image001
 
      
        А можно установить её на столб – курью ногу – и получится мельница-столбовка, она же – избушка бабы Яги! Вот и фольклор иногда прямым текстом подсказывает: «Шел-шел, ни близко, ни далеко, ни низко, ни высоко, видит, опять стоит избушка на веретенной пятке; вертится кругом, что мельница». Баба Яга обычно лежит или сидит в ней, упираясь носом в один угол, пяткой – в другой: избушка-то и вправду маленькая. Для Яги как хозяйки мельницы логично и владение ступой. Об избушке-мельнице B-29 поведал в статье «Генезис избушки на курьих ножках» в 2006 году.

        Опираясь на находки B-29, блогер Станислав Каменев (вполне возможно, тоже неизвестный фольклористам и мифологам) написал статью «Вращающийся Дворец и Мельница. Символизм и метафизика вращения», где обратил внимание, что таким же «вертлявым» является сказочный дворец змея. Причём, когда змей подлетает, дворец начинает дрожать и вертеться – из чего выходит, что змей может олицетворять ветер, раздувающий лопасти мельницы.

        Затем в 2007 году B‑29 читает, в свою очередь, статью Каменева и рождает новые мысли: тут-то он и вспоминает «Мельницу Гамлета». Мельница по Сантильяне и Дехенд – символ космического коловращения, перемалывающего миры-эпохи, и один из ключевых объектов прецессионных мифов.

        Изначально, видимо, разумелась ручная мельница, но когда появились столбовки – мифология адаптировала и их. Тогда Баба Яга как хозяйка мельницы имеет поистине космическое значение! К этому B‑29 замечает, что Яга в сказках «прядёт куделю», она – пряха, в связи с чем стоит вспомнить предлагавшееся мифологами сопоставление её с Макошью – Богиней, прядущей нити судьбы.

        Вот так сказки смыкаются с высшей мифологией. Впрочем, Баба Яга есть ещё и в старинных заговорах. И во всех этих жанрах есть солидный космологический пласт, в том числе астрономический, а в нём – такой удивительный мотив как прецессия. Причём, это проявляется в русском фольклоре буквально на каждом шагу – стоит только начать изучать. Вот сказочный богатырь Усыня в одном из вариантов «на усах мельницу держит» – уже сама фраза как-то цепляет внимание… Ну а что же былинные богатыри? Неужели в стороне от прецессионных событий останутся? «Да то не честь-хвала молодецкая»! Особенно, если вес палицы выражается в астрономических числах…

        Кроме того, покровитель дружины Перун вполне добросовестно участвует в коловращении, недаром его символ – громовое колесо, которое считается оберегом от грозы. Вид у этого колеса вполне космологический, календарный – как показывает вот это фото из классического труда Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян»:

      
        image003

      
        Почему колесо зовётся громовым? Полагаю, здесь «ноги растут» от громыхания Вселенской Мельницы. Как выяснили Сантильяна и Дехенд, Божеству планеты Юпитер в мировой мифологии «поручено» следить за временем – за вращением «мировой мельницы», помогая в этом Божеству планеты Сатурн (и по совместительству – Божеству времени). Это связано с таким способом определения времени древними астрономами, как наблюдение сближений Юпитера с Сатурном.

        Вот и славянский Юпитер – Перун – по одной из легенд летает на мельничном жернове. А ещё он имеет палицу или каменный топор (по сути – молот) и метает молнии. И всё это родственные слова: мельница, молот, молния. Кстати, у инков хозяин мельницы (кон или туна) и повелитель времени Кон-Тики Тунапа Виракоча – тоже метает молнии. А скандинавский метатель молний Тор имеет молот со звучным для русского человека именем Мьёльнир. Но главное, что в русской мифологии тоже есть ключевой предмет прецессионных мифов – мельница!
      
        Астрономические числа
      
        Конечно, само по себе наличие мельницы позволяет только предположить, что миф описывает прецессию, а подтвердить это предположение могут приводимые в мифе числа. Ведь астрономия – наука точная, и любит точные числа. Разумеется, в мифе числа не точные, округлённые, предназначенные для лёгкого запоминания. Тем не менее, с этими приблизительными числами миф передаёт параметры цикла прецессии точнее, чем астрономы античности. Вот классический пример Сантильяны и Дехенд из скандинавской мифологии:
      
        В стенах Валгаллы есть дверей 500
        И 40 к ним ещё, я полагаю.
        Из каждой двери выйдет 800
        Бойцов, на битву с Волком поспешая.
      
        Считаем: (500 + 40) × 800 = 432000. Число вроде бы ни о чём не говорит, но 4320 лет – это продолжительность двух «прецессионных месяцев» или 1/6 принятой в мифах длительности «прецессионного года» – 25920 лет (кстати, спицы громового колеса делят круг – «прецессионный год» – как раз на 6 частей). В прецессионных мифах используются числа, кратные: 432, 216, 108, 72, 36 – а также произвольные деления и умножения их на 10, 100, 1000 и так далее – как в вышеприведённом примере. Примерно за 72 года происходит прецессионный сдвиг на 1°. 360° × 72 года = 25920 лет. 72 года – это «прецессионный день». 30 таких дней дают «прецессионный месяц»: 72 × 30 = 2160 лет. 12 таких «месяцев» дают «прецессионный год»: 2160 × 12 = 25920 лет. Таким образом, «прецессионный год» состоит из 360 «прецессионных суток» (30 × 12).

        Близким к числу 360 является и среднее число суток в обычном солнечном году – 365,25. Египтяне долгое время использовали календарь с годом из 360 дней: возможно, вовсе не из-за того, что не могли определить истинную длину года, а потому, что хотели выразить всё в простых красивых числах, одинаковых и для «прецессионного года», и для обычного: 30 дней × 12 месяцев = 360 дней. Отсюда и деление окружности на 360°.

        Вообще для описания различных астрономических феноменов в мифах нередко используются одни и те же числа. Вот число 30 – это не только количество дней в месяце, но и округлённый (для удобства – вверх) период обращения Сатурна в годах, что уже упоминалось выше в связи с Ильёй Муромцем. А 12 – не только число месяцев в году, но и округлённый период обращения Юпитера в годах.

        С чего бы это предки интересовались периодами обращения планет? Оказывается, циклы планет связаны с ритмами солнечной активности, а те, в свою очередь, непосредственно влияют на природные ритмы, на хозяйство, здоровье и общественную активность людей. Древние и не столь древние предки довольно успешно отслеживали эти взаимосвязи. Таким образом, астрология тоже имеет рациональный исток, который лежит в русле феноменов гелиобиологии. Подробнее об этом – в книге Б.М. Владимирского и Н.А. Темурьянц «Влияние солнечной активности на биосферу-ноосферу (Гелиобиология от А.Л. Чижевского до наших дней)» (М.: Издательство МНЭПУ, 2000, с. 290 – 335).

        С обращением Юпитера – самой крупной планеты – увязан и основной 12-летний солнечный ритм. Его существенное влияние на природу и хозяйство вызвало появление 12-летнего календаря животных, используемого от скифских степей и до Дальнего Востока. 12 лет – это 1/6 «прецессионного дня». Но 12-летние периоды собраны по 5 в 60-летия – и это тоже оказывается очень мудро, ибо в 60 лет хорошо укладываются и 5 оборотов Юпитера, и 2 оборота Сатурна (кстати, 60 лет – это 1/36 «прецессионного месяца» и 1/432 «прецессионного года»).

        Но это ещё не всё: для расчётов длительных промежутков времени древними астрономами использовались сближения Юпитера с Сатурном, происходящие с периодичностью чуть менее 20 лет. Таким образом, в 60 лет укладываются 3 таких периода. Явление сближений Юпитера и Сатурна заинтересовало Иоганна Кеплера, который отобразил его на следующем рисунке:
         
    image005

   
        Место сближения каждый раз сдвигается примерно на треть окружности – получается нечто вроде треугольника, но поскольку сдвиг чуть меньше, чем треть – «треугольник» как бы движется, и через 40 (запомним и это число!) сближений Юпитер и Сатурн вновь встречаются на том же месте. Для 40 сближений требуется 794 1/3 года, а чтобы условно взятый «треугольник» совершил оборот и встал теми же углами на то же место – время в 3 раза большее – 2383 года (120 сближений), что близко к длительности «прецессионного месяца». А чтобы ещё приблизиться к нему, нужно взять 108 сближений (получится примерно 2145 лет) или 109 сближений (примерно 2165 лет). Если интервал сближений округлить, то 20 лет × 108 = 2160 лет – искомый «месяц». Опять же 108 – одно из «дежурных» прецессионных чисел в древней традиции. Наверно, неспроста в Японии на Новый Год 108 раз ударяют в колокол.

        Между прочим, 108 лет – возможно, реально действующий ритм в истории. И.А. Александров в книге «Космический феномен человека: человек в антропном мире» (М.: АГАР, 1999, с. 272 – 273) пишет: «Поскольку исторические события развертываются в системе двух  последовательно соединенных космических аттракторов, каждый из которых состоит из двух пентадных структур, время прохождения одного исторического цикла за период платоновского месяца будет равно 108 годам (2160 : 20 = 108), а время элементарного исторического ритма будет фиксироваться 9-тью внутренними связями в структуре космологического аттрактора и составит 12 лет (108 : 9 = 12). Отметим также, что число 108 в нумерологии называют постоянной Универсума и получают при перемножении всех чисел пирамиды Универсума». В общем, автор увязывает 108-летний ритм с прецессией равноденствий и применяет его потом для периодизации истории Руси – России.

        Интересно, что авторы теории геокристалла тоже раскладывают нашу историю на 108-летние периоды, при этом годы их начала и окончания отличаются от приведённых Александровым (Земля – большой кристалл? По материалам исследований Н.Ф. Гончарова, В.А. Макарова, В.С. Морозова / автор-составитель К.А. Лачугин. М.: Захаров, 2005, с. 146 – 157).

        Это настойчивое повторение 108 лет побудило меня как-то раскидать усреднённый гумилевский цикл этногенеза на 12 отрезков по 108 лет. 108 лет × 12 = 1296 лет или 1/20 «прецессионного года» (почему фигурирует 1/20 – думается, объяснил Александров, хотя я, по правде, и не вполне вник). Если периоды сгруппировать по 2, получатся отрезки в 216 лет, условно говоря – «фазы» (впрочем, отличные по срокам от фаз этногенеза, предложенных Л.Н. Гумилёвым), которые прекрасно сопоставляются стихиям восточной (и не только) натурфилософии: зерно, ветер (дерево, трава, эфир), огонь, земля, металл (воздух, камень), вода. По сути процесс этногенеза отлично описывается этой древней метафизикой стихий. Но в то же время он соотносится с прецессией. Думаю, всё же неспроста – не только для тренировки ума древние отслеживали её.

        Цикл 40 сближений Юпитера и Сатурна в 794 1/3 года тоже «всплывает» там и сям. Например, начало календарной эры Скалигера в 4713 г. до н.э. почему-то ровно на 1 такой цикл отличается от принятой в Ромее и на Руси эры «от сотворения мира» – 5508 г. до н.э. Вот любопытно, «новые хронологи» как-то обыгрывают сей факт? А обычные хронологи – как-то его объясняют? А вот ещё пример: индийская эра Калиюги (3102 г. до н.э.) на 4 цикла Юпитера-Сатурна отстоит от эры Сака (78 г. н.э.), применявшейся в разных районах Индии, преимущественно на юге, и положенной в основу единого индийского календаря, принятого в 1957 году. Других таких примечательных совпадений мне не попалось, а эти я выудил, взяв даты эр из книги С.И. Селешникова «История календаря и хронология» (М.: Наука, 1977, с. 141-142, 200-201).

        В общем, запомним эти числа, дабы знать что к чему, если они встретятся в русской традиции.
               
        (продолжение следует)

Tags: репост
Subscribe

  • Пророческие видения. Репост.

    Harell (Аминора) писал(а): Цитата: 25.01.2019г. Вероятно 25 декабря 2019 года. Интересно, что именно должно случиться в этот день, если конечно…

  • Репост. Путник Тайгетов.

    Путник Тайгетов Судя по всему приближается "Время Ра-Хорахте" 😁, а посему напомню : "Вызов, перед которым вы стоите в настоящее время, заключается…

  • Ватикан возрождает культ Молоха?

    Репост: THE BIG THE ONE leozagami.com: 28 октября 2019 года в Колизее, в общеизвестном месте христианского мученичества, была установлена…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments