aminora (aminora) wrote,
aminora
aminora

Category:

Былинная Печора, былинный Космос (часть 4)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 4)
  (продолжение, см. части 1, 2, 3)
     
       Прецессия и сарос в русской традиции
[Spoiler (click to open)]     
       Как показал Борис Баландинский (Баландинский Б.Б. Языческие шифры русских мифов. Боги, звери, птицы… М.: Амрита-Русь, 2008), в русском фольклоре множество астрономических мотивов, включая числа, имеющие отношение к астрономии и хронологии. Например, такие: тридевять – 27, число суток в драконическом и сидерическом (звёздном) месяцах; тридесять – 30, число суток в синодическом месяце.

       Популярным было и число 40. Но Баландинский отмечает и странное внимание фольклора к числу 42: «Квас-малина: сорок два налива»; «Не видал ягоды сорок два года, а хоть бы и век, так и нужды нет» (с. 29). К чему бы это? Оказывается, 40 – 42 солнечных затмения бывает обычно в одном саросе – цикле повтора затмений (в некоторых статьях пишут, что бывает и до 43 затмений). Баландинский предполагает, что неспроста созвучны греческий сарос, русское слово срок и число сорок, выступающее универсальной мерой и времени (срока), и количества предметов (есть выражение «сорок сороков» – в смысле «очень много»). Он приходит к выводу, что затмения и сарос – одни из центральных тем русской астромифологии.

       Другая его находка – гипотеза о том, что числа могут не только называться прямым текстом, но и обозначаться шифрованно: в виде названий птиц, зверей, растений или каких-либо вещей. Разумеется, должны были существовать шифровальные ключи, где птицы и звери называются последовательно, в порядке следования чисел, которые ими обозначены. Предположительно, один из таких ключей – это шуточное стихотворение-песня «Птицы и звери», широко известное во многих местах Руси. Один только А.Ф. Гильфердинг записал как минимум шесть вариантов этого стиха от разных сказителей, да и другие собиратели – не меньше. Наиболее полный и авторитетный вариант записан Гильфердингом на Онеге, в районе Пудоги у сказителя былин (наша тема!) Ивана Фепонова. Начинается он так:
     
       Ай отчего-те зима да зачаласе,
       Ай красное лето состоялось?
       Зачалася зима да от мороза,
       А и красное лето от солнца,
       Ай богатая осень от лета.
       И по тыя-то осени богатой
       Вылетала малая птица…
     
       И далее идёт повествование «о птичках»: кто есть кто из них на Дунайском море. Баландинский выясняет, какая птица какое число может обозначать. Например, сорока – очевидно, число сорок. А всего птиц от колпи (число 1) до петуха (число 42) оказывается 42. Далее идут во множественном числе куры, видимо означающие «запредельные» числа – от 43 и более. Таким образом, птичий шифр позволяет пронумеровать все затмения в саросе.

       Исследователь отмечает избранность числа 42 не только в русской, но и в других традициях. Например, в Древнем Египте считали, что загробный суд состоит из 42 Богов. А у индусов Мировое яйцо Вселенной состоит из 42 слоёв.

       Баландинский допускает, что кроме сароса возможны и другие побудительные причины выделения числа 42. Например шифр из 42 элементов мог применяться для шифрования 12 знаков зодиака и 30 суток месяца (12 + 30 = 42). Либо элементов было всё же 43, и использовались они для шифрования 36 деканов (дуг в 10°) и 7 планет тогдашней астрономии. Впрочем, исследователь не настаивает на этих двух последних вариантах, рассматривая их как рабочие гипотезы.

       На мой взгляд, Баландинский – самобытный исследователь русской мифоастрономии, пионер темы: у него есть такие идеи, каких нет, например, у Сантильяны с Дехенд. С другой стороны, хотя он и опирается на труды множества иных авторов, но последователей Сантильяны и Дехенд среди них явно нет, и поэтому прецессионной темы у Баландинского не звучит, и астрономия в мифах понимается как астрономия в чистом виде – без увязки с «земными» темами (той самой увязки, что позволила Салливану и Джильберту вычислять даты событий, зашифрованных в мифах). Но при этом Баландинский показывает, насколько астрономичен русский фольклор – что наводит на мысль рассмотреть наше наследие ещё и с позиций «Мельницы Гамлета». В общем, сама собою напрашивается необходимость синтеза разных методов, находок и расшифровок: Баландинского, Сантильяны с Дехенд, их последователей.

       Если в «Мельнице Гамлета» во главу угла поставлена прецессия, то в «Языческих шифрах русских мифов» – сарос (разумеется, обе книги отнюдь не ограничиваются только этими явлениями). Но, как мы говорили выше, в мифоастрономии одни и те же числа увязывают совершенно разные явления. Да и в Природе так получается, что многие ритмы соразмерны, выражаются во взаимосвязанных числах.

       В астрономии по этому случаю сформулирован принцип максимальной резонансности Солнечной системы (принцип Молчанова). Как пишут Владимирский и Темурьянц: «это гипотетическая теоретическая схема, объясняющая наличие многочисленных целочисленных соотношений между динамическими параметрами Солнечной системы. Согласно принципу Молчанова, Солнечная система обладает кооперативными свойствами, так что все колебательные подсистемы в ней движутся в едином режиме». У меня большое подозрение, что принцип максимальной резонансности не ограничивается рамками Солнечной системы, а распространяется на всю Вселенную – что вполне вероятно, учитывая проявление в ней Божественного начала.

       Впрочем, философские вопросы – это тема для других трудов, а здесь лишь обратим внимание, что ритмы сароса и прецессии имеют «удобные» соотношения. Так, продолжительность сароса – 18 лет, что можно рассматривать как 1/4 «прецессионного дня» (72 года). Издавна используемый тройной сарос – экселигмос, длительностью в 54 года – составляет половинку вышеупомянутой 108-летки и 1/40 «прецессионного месяца» (2160 лет). В течение 2 саросов (36 лет) происходят 3 оборота Юпитера, а за 5 саросов (90 лет) – примерно 3 оборота Сатурна.

       Число 40 можно рассматривать и как количество сближений Юпитера с Сатурном в одном цикле, и как количество затмений в саросе. Кстати, это совпадение несколько запутывает астрономическое толкование мифов – когда в них попадается это самое число.

       Но такие мелочи не отнимают вдохновения и задора поискать прецессионные и другие астрономические числа в русской традиции. Раз уж в «Мельнице Гамлета» мимолётом связывается Колыванович с карело-финским «прецессионным» героем Калевой, а тот, как известно, прозвался от балтийского кальвис – «кузнец», а на Руси кузнец Сварог управляет небом… Итак, начнём.

       Вот, например, дни поминовения усопших на Руси: третий, девятый и сороковой. Если перемножим: 3 × 9 × 40 = 1080. 1080 лет – половина «прецессионного месяца» или 1/24 «прецессионного года». Тут лишь неясно, исконны эти сроки поминовения или пришли с христианством (кстати, в христианстве тоже много астрономических мотивов).

       Возьмём что-нибудь однозначно исконное, фольклорное. Вот в сказках герой последовательно отрубает головы трём змеям, которые имеют 3, 6 и 12 голов. Баландинский приводит ещё одну сказку с такой последовательностью – где Елена Прекрасная вышивает ковры, а её муж Иван продаёт их: первый – за 3 тысячи, второй – за 6 тысяч, третий – за 12 тысяч (Баландинский, с. 428). Если перемножить: 3 × 6 × 12 = 216 – получилось одно из традиционных прецессионных чисел в мифах, 1/10 «прецессионного месяца», выраженная в годах.

       Впрочем, тут ревнитель чистоты эксперимента спросит: «А с чего бы это числа перемножаются?» Хорошо, давайте сложим: 3 + 6 + 12 = 21 – это по Баландинскому одно из чисел сароса, наряду с 42 и 18. Почему, точно не знаю: то ли оттого, что если 242 драконических месяца (составляющих сарос) сгруппировать по 12 в «годы» – получится 20 1/6 (не дотягивает однако до 21), то ли это половина из 42 солнечных затмений сароса. Затмения во многих традициях соотносились с головой и хвостом дракона. Вот и наш русский Иван срубает 21 голову «драконов». Если у них ещё и 21 хвост был – то полный сарос получается. Опять из одних и тех же чисел «выковыриваются» и сарос, и прецессия.

       А пробанём-ка скрестить методы «Языческих шифров» и «Мельницы» в приложении к той самой «прецессионной» избушке-мельнице Бабы Яги. По одной из версий сказки она стоит «на курьих пятках». Курица по Баландинскому в древнерусских шифрах отражает число 43. Пятка – уж не намёк ли на пятую часть? Сорок три да одна пятая: 43 1/5 = 43,2 – прецессионное число! 43,2 × 6 × 100 = 25920 лет – «прецессионный год» по данным мифологии. Впрочем, если эту «пятку» (1/5) не добавлять к «куриному числу» (43), получим тем же расчётом: 43 × 6 × 100 = 25800 лет – тоже приблизительное значение прецессионного года, которое иногда даётся в современных статьях. Опять же, может, имелся в виду кур (петух, кочет), чьё цифровое значение по Баландинскому – 42. Вот опять же, 42 или 43 – возможное число солнечных затмений в саросе. Снова неясно, к саросу нас отсылают числа или к прецессии.

       Впрочем, эти прикидки – раздолье для скептика. Дескать, что за шифры, почему такие расшифровки, почему этак умножается, и так далее, и тому подобное. А кто-то даже не допускает мысли, что древние могли что-то там знать и наблюдать, и кодировать, и передавать потомкам. На особо сложные и запущенные случаи скептицизма ориентироваться не буду, но далее всё же постараюсь шифрами и операциями с числами не увлекаться – кроме тех случаев, когда они сами собой напрашиваются. И без того из былин можно многое почерпнуть.

       Пока писал этот раздельчик, набрал в поисковике слово «сарос», дабы уточнить некоторые моменты и наткнулся на статью «Сарос на ачинской пластине» (http://bvsv.livejournal.com/68392.html) – причём, в блоге «Вопросы к истории», на котором иногда что-то уже читал. Оказывается, сарос хорошо знали даже за 20 тысяч лет до н.э. наши предки в Сибири (кстати, предки в прямом смысле, ибо гаплогруппа R1a1 как раз отпочковалась от R1a где-то в те времена в тех краях). Но для меня была сюрпризом находящаяся там ссылка на статью «Лунно-солнечный календарь в онежской былине номер 6 о Михайле Потыке» (http://bvsv.livejournal.com/61655.html). Вот она, развивается – былинная астрономия! Из статьи мы узнаём, что всё же знали, знали сарос создатели былин! И не только сарос, но и метонов цикл, и многое другое.

       Есть там и мысли об увязке земного и небесного в былинах: «если в былине действительно иносказательно говорится о влиянии лунных (драконических, кармических) узлов, то наши предки не только знали астрологию, но и использовали её для объяснения судьбоносных событий, которые описываются в былине», «по-моему, в былине кроме иносказательного указания времени события описано и само событие». «Вот бы направить современную ученую мысль на объяснения и обоснования космических событий с указаниями былины» – то есть шаг к датировке событий былин с помощью планетария уже сделан.

       После этой статьи про календарь «в былине №6» основательно уверяешься в хронологической, астрономической и астрологической подоплёке былин. Кстати, исследовательница сама разбирается в астрологии и оттого сделала основательный разбор былины: кто и что с какими затмениями, планетами и аспектами ассоциируется. Мне, как человеку почти не знакомому с астрологией, понять какие-то астрологические намёки былин сложнее. Кстати, соотнесения богатырей с планетами у меня выходили иные – впрочем, от былины к былине они могут варьировать.

       Вот так, пока пишу этот текст, узнаю что-то новое. Небось, когда допишу, вдруг (внезапно!) обнаружится целая монографища, где вся былинная астрономия уже подробно разобрана… Но пусть я оказался не первым «былинным астрономом», а всё же рискну представить в общую копилку и свои наблюдения.
     
       Сорок калик с атаманом, Али-Баба и Марджана
     
       Трудность астрономической интерпретации старин в том, что числа, на которые думаешь опереться, беспощадно варьируют – от сказителя к сказителю. Например, возраст Добрыни при первом подвиге: 6, 12 или 16 лет – список далеко не полный. То есть при выборе «правильного» возраста всё равно действует некоторый произвол исследователя. Тут либо опираешься на самый популярный вариант, либо объясняешь, почему принял во внимание редкую версию. Однако есть былина, где число устойчиво и даже включено в название произведения – это «Сорок калик со каликою». Хотя нет, вообще-то, и здесь сказитель может оговориться:
     
       Собирались-соезжались до́бры мо́лодцы,
       Да тридцать юдалых добрых молодцев,
       Исподелали они себе клюки-посохи,
       Испошили себе шубы бархатны,
       Да сорок калик со каликою,
       Идут-то калики чисты́м полём. (№171)
     
       Может, оговорка и не случайна: 30 – тоже популярное число с астрономическим значением. Но далее по тексту калик всё же оказывается 40 и 1, да и в других изводах былины их всегда 40 и 1. Между прочим, в шубах бархатных – не хухры-мухры.

       Краткое содержание этой былины процитирую по книге Озара «Русские богатыри»: «Сорок странников-калик, возглавляемые атаманом Касьяном, дают друг дружке обет – если кто-нибудь из них во время странствия солжет, украдёт или польстится на женщину – его подвергают мучительной казни … Калики приходят в Киев, где Апраксея влюбляется в атамана Касьяна и пытается соблазнить его, однако неудачно. Разгневанная княгиня подкидывает в мешок Касьяна чашу, “из которой князь по приезде пьет” … “Разоблаченный” посланцем княгини, нагнавшим покинувших город калик, Касьян принимает от рук своих сотоварищей казнь. Однако, возвращаясь из странствия, калики застают атамана живым, а проходя через Киев, узнают, что княгиня покрылась коростой и лежит во гноище. Апраксея винится, что оговорила Касьяна, тот прощает ее – и княгиня исцеляется» («Русские богатыри», с. 163).

       Кстати, главного героя могут звать и Самсоном Колыбановичем (№171) – тем самым родичем «прецессионного» Калева, и просто Михайло Михайловичем, но самое распространённое имя атамана  – всё же Касьян.

       Первые ассоциации с былиной о Касьяне и сорока каликах родились такие: день Святого Касьяна – 29 февраля, примерно соответствует Масленице – подвижному празднику перед началом поста. Сначала подумалось, что калики символизируют дни Великого поста, который когда-то составлял 40 дней, отчего именовался Великой Четыредесятницей.

       Потом подумалось о 40 днях поминовения усопших: вполне реальная ассоциация с сорока каликами-аскетами. Но следует поискать ещё и другие смыслы. Что за калики вообще такие?

       Лев Прозоров находит в описании их облика и действий много дохристианской архаики: они – аскеты языческих времён. В то время как самая расхожая версия связывает калик с сапогами-калигами, Ариэль Голан выводит слово калика из имени Богини Кали. Отсюда понятен обет безбрачия калик: они – служители Богини. Но почему они возглавляются атаманом? И почему они столь суровы? Прямо, как разбойники. Но в Индии есть (или были) такие разбойники – тхаги, поклонники Кали…

       Тут волей-неволей вспоминается восточная сказка «Али-Баба и сорок разбойников». Вроде, сюжет и финал другие, однако числа одинаковые: 40 калик (или разбойников) и 1 атаман, да одна их противница, условно говоря. В былине это Апраксея, а в сказке – служанка Али-Бабы, которую зовут Марджана. Удивительное имя! Сразу вспоминается Марена, в выговоре западных славян – Маржана, Маржена, да фея Моргана из Артурова цикла, да суровая ирландская Морриган. Марджана умертвляет 40 разбойников, заливая их раскалённым маслом. Так значит, всё таки Масленица? Атаману же она сносит голову, исполнив «танец с саблями». Воинственная Дева, своего рода. По моим предположениям, на Руси до принятия христианства Великий пост был в те же самые дни, что и ныне, но посвящён Деве – откуда дальнейшие размышления приводят к увязке Девы, Масленицы и 40 дней поста, весны, Солнца, которое Дева выносит из нави в равноденствие, как валькирии выносят героев: однако всё это не является темой настоящей статьи – так, мимоходом замечаю, для сведения.

       Все эти размышления родились после знакомства с пересказом былины, но до прочтения её самой. Для получения более полной картины и соблюдения концепции статьи решил прочитать былину в оригинальных печорских вариантах: думаю, мало ли какие детали найдутся. Нашёл её во 2 томе «Свода» в Интернете (http://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp).

       У меня размышления крутились вокруг Масленицы и масла. Каково же было моё удивление, когда узнал, что калики шли от озера Маслеева (!):
     
       Как во той было во Нижной Малой Галицы,
       От того было от озера Маслеева,
       Из того было из царства да из Ефимова,
       Как вышли да прошли да все сорок кали́к,
       Да сорок кали́к да со кали́кою. (№175)
     
       В комментарии сказано, что упоминая озеро Маслеево, печорские тексты перекликаются с мезенским и кулойскими. Иногда произносится и «от озера было от Мыслеева» (№170) и «от того ле озера Баслеева» (№172). Если Мыслеево наводит на мысли о мыслях, то Баслеево – похоже на обычный для печорцев переход начального «м» в «б». А самый авторитетный вариант – Маслеево. Вот такое «масляное» совпадение. Можно ещё вспомнить булгаковскую Аннушку, что уже разлила масло, и римскую Богиню новолетия Анну Перенну, дающую пироги (а может, блины?) плебеям, идущим на священную гору (гору летнего солнцестояния), и праведную Анну – мать Девы Марии. А ещё сопоставить, какого числа был римский Новый Год, а какого числа – Касьянов день. Однако всё это снова сбивает нас с былинный астрономии на отвлечённую мифоастрономию.

       В былине о каликах и сказке про Али-Бабу кроме масла сходятся и числа. Вот сходства в числах в столь разных сюжетах разных народов могут говорить о наличии в обоих повествованиях одинакового астрономического подтекста, который каждый раз по своему привязывается к двум различным земным событиям.

       Так о каком небесном явлении идёт речь? Как говорилось выше, число 40 может отражать и круг сближений Юпитера с Сатурном, и сарос. Тут у нас 40 разбойников (либо калик) и 1 атаман, итого 41 – скорее речь о саросе, где в среднем 41 солнечное затмение. Таким образом, один разбойник – одно затмение Солнца (к тому же Баландинский пишет, что солнечное затмение в русских сказках и песнях обозначается образом волка – «серого разбойника»). В былине про калик на «затемнение», возможно, указывает то, что калики идут «из того мона́стыря Артемьева» (№170), что можно понять как «ярое Солнце затемняющего».

       При «затменном» толковании Али-Баба ассоциируется с Солнцем, которое хотят затмить «разбойники» – затмения в количестве 41. Любопытно, что при сопоставлении русского Пятибожия с иранским, сохранившимся в «народном мусульманстве» памирцев как культ Панджтани (Пятерых Святых), праведный Али у меня соотнёсся с солнечным Хорсом (впрочем, надо перепроверить это сопоставление). Если же проводить аналогию сказки с былиною, то Али-Бабе соответствует Владимир Красно Солнышко. Апраксея влюбилась в атамана Касьяна: значит, для неё атаман затмил собою князя Владимира – это же затмение Солнышка получается!
     
       Говорила княгина да таково слово:
       «Уж ты ой еси, да добрый молодец,
       Красота Касьян да сын Степанович!
       Я хочу тебе сказать да таково слово:
       Сотворим со мной любовь, право, телесную,
       А телесную любовь, да восердечную». (№170)
     
       Между прочим, князь Владимир что-то такое вполне допускает или предвидит, когда до этого встречает калик:
     
       Говорит-то им солнышко Владимер-князь:
       «Уж вы ой еси, калики, добры молодцы!
       У меня с собой да не случилосе,
       Не случилосе с собой, не пригодилосе
       А не хлебной мило́стыни, не денежной,
       Уж зайдите вы домой да во высок терем,
       Уж к моей, значит, княгины да мать Апраксии,
       На попу́тье она накормит всих,
       А кому понадобится, с собой положит». (№170)
     
       Но Касьян оказывается морально выше Апраксеи – и побеждает. Вообще в былине и сказке по нравственным качествам стороны меняются местами: в первом случае – праведные калики и неверная Апраксея, во втором – неправедные разбойники и верная дева Марджана. В каждом случае верх – за праведной стороной.

       Если вернуться от идейно-нравственных вопросов к астрономии и хронологии, то мы имеем в былине описание либо сароса, либо поста, либо 40 дней поминовения. Но пост и поминовение – это обычаи людей, сильно зависящие от культурной среды, хотя, может, по символике и связанные с астрономическими явлениями – тем же саросом, например. Но у мусульман, рассказывающих сказку об Али-Бабе, иные сроки поста и поминовения, а в сказке числа те же, что и в русской былине. Другое дело – сроки небесных явлений: они не зависят от людей. Итак, небесным явлением, объединяющим сказку «Али-Баба и сорок разбойников» и былину «Сорок калик со каликою» является сарос.
        
        (продолжение следует)

Tags: репост
Subscribe

  • Остановите эту осень, я сойду

    Иллюстрация из интернета художник Владимир Волегов Метет метель и ветер завывает И снег ложится прямо на траву. А в октябре зимы ведь не бывает-…

  • Встреча

    Опять на город опустился тихий вечер И дождик моросит, зажегся в окнах свет. Иду, задумавшись и вдруг случайно встреча, А ведь не виделись с тобой…

  • tempus fugit

    Листает время моей жизни календарь Срывая дни, как старые листочки. Смешно уже мне всматриваться вдаль, Осталось лишь в конце поставить точку. На…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments