aminora (aminora) wrote,
aminora
aminora

Categories:

Былинная Печора, былинный Космос (часть 5)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 5)
      (продолжение, см. части 1, 2, 3, 4)

[Spoiler (click to open)]          От числа затмений к числу дней в саросе
       
         Если внимательно рассмотреть числа в былине о сорока каликах, то там упоминаются не только сорок с единицею. Например, княгиня уточняет, сколько даст каликам денег:
       
         «Дай мне свою сумку подорожную,
          Начитаю я на кажного калику по пети́ рублей». (№174)
       
         А просили они, кстати странную сумму:
       
         «… Сотвори-ко нам мило́стыню спасе́нную,
         Хоть на кажну калику по и рублей». (№174)
       
         И это «и рублей» аж дважды упоминается: и когда просят у Владимира, и когда у Апраксии. Может, старина когда-то была записана кем-то из сказителей, а число передано кириллицей? А потом понято как «и» кем-то из последующих сказителей, «вытвердившим» былину из рукописной книги? Буква i «и» обозначала 10, а буква и «иже» – 8 (для этого над буквами ставились специальные титла). Но дали почему-то по 5 рублей на брата. Вот тут я, честно говоря, не понял, почему.

         Если умножать эти числа (5, 8 или 10) на число калик – 41, то наиболее осмысляемый результат даёт умножение 41 × 8 = 328. Ведь 328 дней – это длительность 12 сидерических месяцев, что очень близко к 1/20 сароса (6585 дней). Так число затмений в саросе увязывается с его продолжительностью.

         Когда я читал труд Уильяма Салливана «Тайны инков» о мифоастрономии Анд, то и дело находил параллели в русской культуре, а когда рассматриваю русскую традицию, всегда вспоминаю расшифровку андских мифов Салливаном, дающую ключ к пониманию нашего наследия. Почему-то эти сопоставления дают более ясное понимание нашей культуры, чем общепринятые индоевропейские сравнения. Видимо, сопоставление необъяснённого с объяснённым продуктивнее для понимания сути, чем сравнение необъяснённого с необъяснённым. А может, дело в большой разнице культур, когда любое выявленное сходство свидетельствует об общей глубинной традиции, неподвластной времени. Много схождений вытекает из общности древнего технического языка мифологии.

         Это я к тому, что числа 41 и 328 обнаруживаются и в традиции инков. От храма Солнца в столице инков Куско расходились в виде лучей воображаемые прямые линии секе, рассекавшие на сектора всю окрестность. Линий по описаниям было примерно 40 – 42, а по реконструкции Зуидемы из 42 линий две совпадают, отчего получается 41 направление. По пути линии секе проходили вблизи ряда святынь, именуемых уака. На каждую секе приходилось в среднем от семи до девяти уак, и в целом в систему секе включались 328 уак.

         Каждой уаке был посвящён тот или иной день в году. Таким образом, 328 из 365 дней года имели увязку с уаками. Оставшиеся 37 дней трактуются Уртоном и Зуидемой как дни неразличимости Плеяд на широте Куско вследствие близости их к Солнцу. Но при сопоставлении с русской традицией «этот номер не пройдёт» – у нас же совсем другие широты. А вот сарос – он везде сарос. И если в системе секе находим числа, связанные с саросом – значит, инки его знали! Этак мы находим кое-что и в мифоастрономии Анд!
       
         И кстати, о птичках!
       
         Обратно на Русь нас выведет слово уака, которое в Андах кроме святыни означает разновидность попугая – птицы, которая вякает, птицы вещей. Возможно, попугай возглавлял у индейцев «птичий шифр» – аналогичный описанному Баландинским для Руси. По Баландинскому знание сказочными героями «языка птиц и зверей» означало владение этим шифром, умение применять его на практике.

         В Андах уаки мыслились первопредками (тотемами) племён и были представлены животными ипостасями, прежде всего – птицами, а также уакам соответствовали те или иные звёзды. Мифологическая связка «звёзды – животные (птицы)» имеет всемирное распространение – она описана Сантильяной и Дехенд. Связка «звёзды – предки» также широко распространена. На Руси Баландинский отмечает необычную распространённость прозвищ и фамилий, происходящих от названий птиц. При этом он считает, что 42 птицы русского шифра тоже соответствовали звёздам или созвездиям. Пока только неясно, какая птица – какому созвездию: можно лишь гадать. Вот, гагара может быть как-то связана с созвездием Рыб, если обратиться к стиху, записанному у старинщика Фепонова:
       
         Гагары-ты были рыболовки.
         А с озера в озёро ныряли,
         Всяку оны рыбу добывали;
         На горы их рыба не бывала,
         А в торгу их рыбы не видали,
         Крестьяна их рыбы не едали. (Баландинский, с. 23)
       
         Баландинский предположил, что на Руси могло применяться деление страны на несколько расходящихся от центра секторов, и каждый сектор соотносился с той или иной птицей в соответствии с последовательностью птичьего шифра. Он предложил разбивку Руси на 12 «птичьих» секторов (колпи, гуся, ласточки и других), расходящихся от Суздаля. Я как только его схему увидел, так и приобрёл эту книгу Баландинского – ибо как раз занимался темой разбивки земель на 4-5, 6, 12 или иное число секторов: от древности до наших дней. Кое-что потом представил в недописанной «Священной географии» и ряде других статей (оглавление – http://korkonnik.livejournal.com/5643.html), но до разбивки Баландинского речь там не дошла.

         Безотносительно к тому, верна ли реконструкция секторов у Баландинского, она отсылает нас к той же древней геодезической традиции и увязывает с нею шифр птиц. Баландинский допускает, что на Руси бытовало деление земли либо на 12 секторов – по числу месяцев и созвездий зодиака, либо на 36 – по числу деканов, десятиградусных дуг. Однако пример 42 секе показывает, что и на Руси вполне могло применяться деление круга 42 азимутами, соотнесёнными с птицами и со звёздами.

         Ряд русских рек имеют «птичьи» имена (Гусь, Колпь, Тетерев и так далее), что, как доводилось читать, объяснялось переосмыслением непонятных субстратных нерусских названий. А Баландинский, наоборот, предположил, что эти реки названы русскими людьми вполне сознательно – в связи с нахождением в секторе соответствующей птицы в рамках той или иной секторной разбивки местности. Ну, а я полагаю, что река называлась в соответствии с азимутом, в направлении которого (в общем приближении) она течёт.

         На мысль эту навело примерное совпадение (на значительном участке течения) азимута рек Вороны и Воронежа (Большой Вороны). Я пробовал соотнести последовательность 42 птиц кодового стиха с 42 азимутами так, чтобы реки с «птичьими» именами уложились в соответствующие азимуты, но полного соответствия достичь не удалось (наилучший вариант, как ни странно, дала разбивка, где привязка начинается с южного направления и идёт осолонь: так на свои азимуты встали реки Ворона, Курица, Гусь и две Колпи; омывающая Галич Луква – на азимут Галки; а вот Тетерев и Жерев – отклонились от этой привязки).

         Кстати, могли ли древние без современного оборудования определять азимуты целых рек, от истоков к устью? Вспоминается, как тунгус, шедший в экспедиции с Вячеславом Шишковым, каждый вечер давал азимут пройденного за день пути, положив в определённом направлении шест. Шишков проверял по карте, и оказывалось, что  тунгус, не имея карты и приборов, каждый раз давал точный азимут. Так и наши предки, будучи ближе к Природе, думается, умели делать что-то подобное.

         В общем, полностью задачка по увязке птичьих названий с направлениями и звёздами пока не решена, но общая картина видна. Русско-индейский материал показал, что есть небесный круг звёзд – «птиц», который по правилу «как на Небе так и на Земле» переносится на Землю, где выстраивается земной круг «птичьих» азимутов. В этом круге представлений выходит на первый план ещё одно число – 42.

         Тут обращает на себя внимание, что наши астромифологические числа имеются в школьной таблице умножения: 3 × 4 = 12; 4 × 5 = 20; 5 × 6 = 30; 6 × 7 = 42; 8 × 9 = 72. При этом они получаются перемножением двух соседних чисел, различающихся на 1. А некоторые можно получить сложением предыдущих чисел ряда: 12 + 30 = 42; 30 + 42 = 72. Всё это способствует лёгкости запоминания и призвано, видимо, отразить мировую гармонию.
       
      (продолжение следует)

Tags: репост
Subscribe

  • Тор Асгард. Концепт-арт.

    Асгард Наиболее развитый и сильнейший из девяти миров. Асгарт находится под владычеством мудрого короля Одина. Связь между мирами обеспечивается…

  • Колокольный звон

    По ком опять звонят колокола? В который раз я задаю вопросы. По тем, кто выгорел душой до дна, По тем, кто не увидит белы росы. Одни звонят и…

  • Один за двоих

    Но уходит один из двоих навсегда, Оставляя второго жить за двоих. Словно в небе гаснет родная звезда, Сохраняя в душе в память диптих. Но пока…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments