aminora (aminora) wrote,
aminora
aminora

Categories:

Былинная Печора, былинный Космос (часть 7)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 7)

(продолжение, см. части 1, 2, 3, 4, 5, 6)

       

[Spoiler (click to open)]

Сокольник – Юпитер со спутниками

       

Сокольник – весьма колоритный образ. Хотя он – враждебный богатырь, но наделяется чертами планеты Юпитер. Возраст его, как водится – 12 лет.

       

Вот и стал его старик выспрашивать:

«Да какого роду, какой племене,

Но как же тебя зовут по емене?» —

«Ай я еду из-за мо́ря, бога́тырь же,

А мне не много веку, только двенаццеть лет.

У мня мати богатыриця, полениця уже,

А отец мой — он прохожой молодець». (№70)

       

А самому 12 лет, — непобедимый был. (№73)

       

Ему только было двенадцеть лет, он стал у матери просить благословленье ехать себе поединщыка искать. (№88)

       

Конечно, как всегда, имеются и другие оценки возраста:

       

У Ильи Муромца был сын нажитой. Он с поляницей дрался и нажил сына. За десять лет этот сын приехал воевать. (№94)

       

Он-то молодой был еще, пятнадцать лет ему было! (№76)

       

Но как и в случаях с Добрыней и Дюком, правильным значением возраста Сокольника я склонен считать 12 лет. Однако у Сокольника, помимо возраста в 12 лет (период обращения Юпитера), имеется ещё один признак этой планеты – возможно, уникальный для фольклора: у него описываются 4 спутника!

       

А богатырь ле там едёт, да потешаетсе:

Попереди-то его да бежит серой волк,

Позади-то его бежит черной вожлок,

На правом-то плеце, знать, воробей сидит.

На левом-то плеце да, знать, белой кречет… (№67)

       

Не богатырь ле ездит да потешаетця:

Под правой-то ногой дак бежит серой волк,

Под левой-то ногой дак молодой выжлок,

На правом-то плеце сидит ясе́н сокол,

На левом-то плеце сидит белой кречет… (№68)

       

Впере́ди его бе́жит серой волк,

Позади его бежит большия пёс,

На правом плеци да блад ясен сокол,

На левом плеци — сизой орёл. (№75)

       

Опять же, следует отметить наличие текстов, где спутников не 4, а 2, 3, 5, 6, либо неопределённое количество, либо они вообще не упоминаются. Или вместо питомцев у героя вот такой аксессуар:

       

Как право́й-то ногой да в струмена стоял,

Ак лево́й-то ногой да колесо катил. (№87)

       

При этом в значительной доле текстов с Печоры спутники вообще не упоминаются. А второй по распространённости вариант – как раз с четырьмя спутниками. Самый достоверный состав питомцев: волк, пёс и две птицы, по меньшей мере одна из которых – сокол (кречет), а то и обе – соколиного племени.

Такой состав навевает слова из книги Алексея Меняйлова «Смотрите, смотрите внимательно, о волки!»: «Запомните навсегда этих четырёх апостолов Девы, наших учителей от Хозяйки: волк, сокол, собака-канака, олень». Шаманские, в общем, животные, связанные с четырьмя стихиями – если очень кратко и приблизительно сказать. И если у Сокольника за оленя принять коня, то у него – полный комплект. Вот такой продвинутый, хотя и отрицательный персонаж.

Остаётся вопрос: когда четыре спутника проникли в эпос? Ведь известно, что до изобретения подзорной трубы, до открытия Галилея они не были известны науке. Сама-то галилеева труба свободно, хотя и задорого, продавалась на московском базаре немного времени спустя после изобретения (как довелось прочесть в одной книге Валерия Шамбарова про 17 век, которую листал в книжном магазине). Если учесть, что один из путей доставки заморских товаров лежал через Север, то поморские купцы вполне могли быть знакомы с этой штуковиной. Глядя в неё, любознательные поморы – мореходы и навигаторы – могли наблюдать и четыре спутника Юпитера. А там и обыграть в эпосе их наличие у старого знакомца… Ведь былина о Сокольнике – одна из немногих, где «подзорная трубочка», через которую глядит Илья – является неотъемлемой частью сюжета.

Конечно, для осознанного наделения Сокольника четырьмя спутниками требовалось знать то, что Сокольник воплощает собою Юпитер, и что 4 маленькие звёздочки близ Юпитера – это спутники планеты, всегда её сопровождающие. Это, во-первых, предполагает знание тайного мифологического языка, а во-вторых – либо знакомство с открытием Галилея, либо собственные наблюдения Юпитера в телескоп, либо передачу тайного древнего знания об этом (ну, как у догонов – про Сириус).

Я всё же думаю, что знание о 4 спутниках Юпитера идёт из древней традиции – той, где правитель Юпитер делит страну на четыре доли, подвластные пятой доле страны – столице. Это можно уподобить тому, что четыре спутника подвластны Юпитеру. Каждая из четвертей страны, видимо, сопоставлялась стихии, животному-тотему и соответствующему спутнику, а столица – самой планете.

Поскольку деление страны на четверти – всемирная и, безусловно, древняя практика с устойчивой символикой, таковым же древним может быть и знание о Юпитере со спутниками. И весьма вероятно, что принципы увязки эпоса с астрономией всё ещё применялись в век появления подзорных трубочек, и ознакомившись с этими трубочками, поморы «на злобу дня» включили их в эпос. Это если ещё не рассматривать возможность более раннего появления телескопов или то, что в былине просто отражено военное (земное) применение подзорной трубы.

       

Встреча Юпитера с Сатурном

       

Былина о бое Ильи Муромца с Сокольником, как нетрудно догадаться, отражает сближение Сатурна и Юпитера, а точнее – значимое историческое событие – вражеское нашествие, приуроченное ко времени сближения Сатурна с Юпитером. При этом Русь соотнесена с Сатурном и отражена в образе Ильи с богатырями его заставы, а вражеская сила соотнесена с Юпитером и отражена в образе Сокольника. В том, что Сокольник – незаконнорожденный сын Ильи, возможно, обыгрывается факт незаконного отделения некоего государства от Руси и его нападение на Русь.

В общем, в сюжете эпического произведения обыгрываются не только отвлечённые астрономические факты, но и конкретные исторические события. Если при сближении Юпитера с Сатурном на Земле идёт более-менее мирная жизнь, то сюжет может быть совершенно иным – например, как в былине о Дюке, где Дюк (Юпитер) дарит Илье Муромцу (Сатурну) подарки, переданные от матери (возможно, Венеры). Потом, правда, к Дюку начинается «приставать» Чурила на предмет потягаться, кто круче, и Дюк оказывается круче – то есть, противостояние тоже имеется, но совершенно иное (№138 – №152). Вернёмся, однако, к старине про Сокольника. Итак, начнём:

       

Кабы жили на за́ставы бога́тыри,

Недалёко от города — за двенадцеть верст,

Кабы жили они да тут петнадцеть лет,

Кабы тридцеть-то их было да со богатырём;

Не видали не конного, не пешого,

Не прохожого они тут, не проежжого,

Да не серой тут волк не прорыскивал,

Не ясен сокол не пролётывал,

Да не руськой богатырь не проежживал.

Кабы триццеть-то было богатырей со богатырём:

Атаманом-то — стар казак Илья Муромец,

Илья Муромець да сын Иванович… (№67)

       

Недалёко было от города от Киева,

Не далёко и не близко — за двенадцать вёрст,

Стояла застава богатырская,

Не велика, не мала — тридцать со богатырём.

Они хранили-караулили стольный Киев-град.

Тут залегала дорожка ровно тридцать лет:

Ни конный, ни пеший не прохаживал,

Ни рыскуций зверь не прорыскивал,

Ни ясен сокол не пролётывал.

Был атаманом Илья Муромец. (№91)

       

Начало настраивает на астрономический или хронологический лад, ибо звучат числа 12 (количество месяцев) и 30 с единицей (количество дней в месяце – 30 или 31). Опять же, есть изводы, где богатырей 12 или 32-33, но приведённые выше варианты я считаю самыми выразительными и богатыми по части значимых чисел.

Учитывая, что старина обыгрывает сближение Юпитера с Сатурном, 12 может также означать период обращения Юпитера, а 30 – Сатурна. При этом атаман Илья – это сам Сатурн, а 30 богатырей символизируют каждый из годов его обращения. В некоторых версиях былины упоминается и время спокойной жизни на заставе: чаще это 15 лет, реже – 30 лет. Первое число – это половина периода обращения Сатурна, второе – весь период. Кстати, когда мы рассматривали Добрыню, нам тоже встречался не только полный период обращения Юпитера – 12 лет, но и его половина – 6 лет.

Далее по сюжету Илья смотрит в подзорную трубочку и обнаруживает Сокольника. Тут бы для астрономического анализа узнать, с какой стороны света приезжает Сокольник, ан нет – точно узнать не получится, сказители умудряются назвать буквально все четыре стороны: север (№67), восток (№88, 95), юг – подлётную, подлетнюю сторону (№70, 76, 79, 81, 87) и запад (№75, 82, 89, 90, 91, 93, 99), где (на западе) обычно упоминаются вместе Куликово поле, Буян-остров и Саратовские горы. Вроде, преобладают запад и юг, но при этом сам Сокольник родом будто бы с Севера (или, может, с Северо-запада – с Балтики, где имеется камень Латырь):

       

Говорит Сокольник таковы слова:

«От того же я от моричка от синёго,

От того бы от камешка холодного,

Я от той же матери Златой горки». (№84)

       

От того было от моря от Студёнаго,

От того было от камешка от Латыря,

Как от той было от матушки Златы́ки,

Как у ей-то бывал да чадо милоё,

Он просил-то у ей благословленьица,

Кабы съездить, сходить да в стольной Киёв-град… (№87)

       

При этом в той же версии №87 у богатырской заставы Сокольник обнаруживается с южной стороны – вот такая хитрая у него траектория. Как бы то ни было, он ездит в поле у заставы и потешается: пускает стрелочку и ловит на лету. Потом, положив на одно колено чернильницу, а на другое – бумагу, пишет на скаку «ярлык – скору грамотку» с угрозами и бросает её богатырям.

Далее на выяснение личности противника богатыри отправляют Добрыню Никитича, либо Алёшу Поповича, либо Алёша и Добрыня ездят оба друг за другом (последняя версия на Печоре встречается реже). Получив от Сокольника «по отяпышу да по алабышу», побитый богатырь-разведчик возвращается на заставу.

Следует отметить, что Добрыня в этой былине – явно не Юпитер, ибо сие место занято Сокольником. Скорее, Добрыня тут – одна из «легковесных» планет, возможно – Марс. Тогда в его возвращении на заставу обыгрывается видимое обратное движение Марса – один из распространённых приёмов астрономического языка мифологии (ср. возвращение Айар Качи в мифе инков – Салливан У. Тайны инков, с. 272).

А может, вся застава воплощает собою Сатурн? Наверно, слишком смелым было бы предположение, что Добрыня тут изображает спутник Сатурна Титан, открытый ещё позже четырёх больших спутников Юпитера. Скорее Добрыней обозначен один из 30 годов обращения Сатурна, в который и произошли описываемые события. Если же более верной является версия былины, где на заставе всего 12 богатырей, то Добрыня может обозначать конкретное зодиакальное созвездие, в котором тогда находился Сатурн.

Но если с Сокольником (Юпитером) сначала встречается Добрыня как представитель Сатурна, затем Илья – сам Сатурн, а после Сокольник (Юпитер) подкрадывается к спящему Илье (Сатурну), то не имеем ли мы тут дело с тройным сближением Сатурна и Юпитера? «Когда такие удаленные планеты, как Сатурн и Юпитер, находятся в 180 градусах от Солнца, они подвергаются «возвратному движению», то есть выглядят так, будто движутся в обратном направлении через звезды, поскольку Земля «догоняет» и обгоняет их. Когда сближение Сатурна и Юпитера происходит в 180 градусах от Солнца, планеты осуществляют «тройное сближение», то есть создают видимость, словно они трижды расходятся и снова сходятся вместе» (Салливан У. Тайны инков, с. 507).

Думаю, данное соображение поможет конкретизировать момент, к которому приурочены исторические события. А может, тройное сближение отражено в былине тем, что Илья и Сокольник сражаются трое суточек, тремя видами оружия… А Добрыня, возможно, на самом деле Марс… А Сокольник (Юпитер) после битвы возвращается к матушке (видимо, Венере), а дальше – обратно едет к Илье (Сатурну). Тогда это описание парада планет, что ещё лучше уточняет момент.

Как описывалось в главе «Астрономические числа», сближения Сатурна с Юпитером происходят через каждые 20 лет. Такой срок отдыха Ильи после битвы (правда, не с Сокольником, а с Соловьём-разбойником), былинам знаком:

       

Поехал... да во темны леса,

Во темны леса да дремуция,

За болота же за дыбуция,

Повалился Илья да во сыру землю,

«Во сырой земли да двадцать лет лежу,

Двадцать лет лежу, да не выглену».

(цит. по «“Илья” Муровленин – русский хтонический герой», http://smelding.livejournal.com/140854.html)

       

Кстати, Соловей-разбойник, сидящий на дубе – дереве Перуна, тоже вполне может быть изображением планеты Юпитер. В некоторых версиях былины он сидит на 12 дубах, что намекает на период обращения планеты (впрочем, имеется множество других вариантов количества «дубов и падубков» под Соловьём). Есть исследовательская версия, что это «соловой» разбойник – то есть, соловой масти – прям, как планета Юпитер. И домочадцев у Соловья-разбойника по распространённой версии четверо: жена и трое дочерей… Уж не 4 ли спутника Юпитера они воплощают? Тогда полку́ «Юпитеров со спутниками» прибыло (но, как всегда, картина в разных изводах неоднозначна: то у 3 дочерей упоминаются мужья, то этих дочерей с мужьями по 9, и так далее).

Но вернёмся к былине о битве Ильи с Сокольником – там в конце есть очень интересный момент: Сокольник подкрадывается к спящему Илье и ударяет его копьём, которое попадает в «чуден крест» на груди Муромца, после чего богатырь просыпается и расправляется со злодеем. Копьё и крест – ничего не напоминает?

Например, сотник (Юпитер) с копьём и Христос (Солнце) на кресте: евангелисты, судя по всему, хорошо владели астрономическим языком мифологии. Вспомним и ранее описанные образы: Манко Капак, опускающий посох в перекрестье будущих границ четвертин империи Инков, ну и, конечно, молодой Добрыня Никитич, ударяющий копьём землю, которая расступается на все четыре стороны. Сокольник тоже хотел выполнить функцию Юпитера: определить центр страны и границы её четвертин. Проще говоря, разделить землю по-своему и управлять ею. Всё это подкреплялось ранее высказанными (либо написанными на «скорой грамотке») угрозами Сокольника:

       

Я старого казака возьму в придверьники,

Я Олёшу-ту Поповича — во писари,

Я Добрынюшку Никитича — во стольники,

Как оста́льных-то богатырей возьму во конюхи.

Я приеду тепере в стольной Киёв-град,

Я князя-та царя да во полон возьму,

А кнагину мать Опраксею за себя возьму,

Кабы стольной я Киёв на огни сожгу,

Как святы, ой, иконы на поплав реки». (№87)

       

Княгиня – символ земли и власти, а брак с нею означает власть над страной (см. главу «Королевна Апраксея. Брак с Землей и Властью» в книге – Прозоров Л.Р. Русские богатыри. М.: Яуза, Эксмо, 2011, с. 155-165). Вот таковы были планы Сокольника, выраженные не только угрозами, но и символичным ударом копья в «чуден крест». Однако старый казак Илья Муромец пресёк притязания нахвальщика. А знающие люди (волхвы) сложили для потомков занятную былину о тех делах.

(продолжение следует)


Tags: репост
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • tempus fugit

    Листает время моей жизни календарь Срывая дни, как старые листочки. Смешно уже мне всматриваться вдаль, Осталось лишь в конце поставить точку. На…

  • Случайная встреча

    Случайная связь и случайная встреча, Однажды настигла в нечаянный вечер. Нам было в тот вечер с тобой одиноко, И в омут любви мы нырнули глубоко. Но…

  • Виват Мессир

    Виват Мессир! Я рада нашей встрече. Благодарю судьбу – увиделись мы вновь. Пусть за окном опять ненастный вечер, Но греет нам огонь камина нашу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments