aminora (aminora) wrote,
aminora
aminora

Category:

Былинная Печора, былинный Космос (часть 8)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 8)

(продолжение, см. части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)

   

[Spoiler (click to open)]

Чудны кресты, реки, росстани и мосты

        

А сейчас рассмотрим «чуден крест» – на Земле и на Небе. Многие народы традиционно представляли свою страну в виде четырёх четвертей – секторов, расходящихся от центра, что иногда отражалось и в официальном административном делении. Границы четвертин образовывали крест.

Нередко границы идут по рекам. А если даже не идут, то реки на месте границ всё равно почему-то мыслятся. Так Ирландия делилась на четыре провинции, притом существовало представление, что страна состоит из 12 секторов (по 3 в провинции), соотносящихся с месяцами года, а с центрального священного холма Уснеха стекают 12 рек. На самом деле такой речной сети вокруг холма нет, а 12 рек суть мифологическое представление об условных границах секторов (см. Рис А. и Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М.: Энигма, 1999). Гиперборея на карте Меркатора разделена на 4 острова четырьмя реками, растекающимися из центрального озера, а пятый остров – в центре озера и всей страны.

Граница вообще мифологизируется в виде реки – особенно, если это граница с Иномирьем. Недалеко от реки живёт и Баба Яга. Богумил Мурин в «Географии того Света» приводит следующие указания русских сказок на это: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой живет баба-яга»; «Когда будешь, Иван-царевич, подходить ко дворцу Бабы-Яги, то за десять верст будет огненная река и через нее мост» (http://bogunemil.narod.ru/murin.html).

Вот тут я как-то призадумался. Рекой во многих мифологиях мира представляется Млечный Путь: значит, Баба Яга помещается где-то у Млечного Пути. В то же время вертящаяся избушка на курьих ножках, символ коловращения, предполагает размещение на полюсе. К слову, и Макошь, как приходилось читать, связана с Северным полюсом и созвездиями Медведиц. Однако в том-то и нестыковка, что полюса небесной сферы отстоят от Млечного Пути. Или мы имеем дело с каким-то необычным представлением о полюсе…

На мысль натолкнул не раз уже упомянутый Уильям Салливан, рассказывающий в «Тайнах инков» о том, что индейцы представляли Млечный Путь в виде двух потоков, растекающихся в разные стороны из района созвездий Тельца и Близнецов и стекающихся у Скорпиона, Змееносца и Стрельца. Поскольку это места пересечения Млечного Пути с солнечным путём – эклиптикой, то мне думается, что эклиптика тоже представлялась в виде двух рек. Общая картинка получается следующая: в небе – два «обруча» (эклиптика и Млечный Путь), пересекающиеся в двух точках. Из северной точки пересечения вытекают четыре реки, которые стекаются в противолежащей точке (тут стоит вспомнить о четырёх реках Эдема). На небесной сфере это можно изобразить вот так (четыре синих стрелки – это «реки», красная стрелка – «исток»).

        

4 реки

        

Если мыслится течение – значит, исток находится как бы «выше», чем место слияния. Салливан отметил, что даже народы Южного полушария размещали условный «верх» в Северном полушарии неба, а «низ» – в Южном, и допустил, что древние астрономы знали о нахождении центра Галактики в Стрельце. Тогда «небесные реки» просто текут вниз – к центру масс в Стрельце. Движение в противоположном направлении – к Тельцу и Близнецам – представляется движением «вверх», на Гору, поскольку это удаление от центра Галактики.

Могли ли предки знать о форме Галактики? В этом убеждают не только иные их достижения, но и доставшиеся нам в наследство слова языка. В цитированной статье Богумила Мурина нашёл следующие сохранённые с древности термины: русские вырь, вир «водоворот», украинские вирей, вирiй «круговорот, водоворот, омут» (http://bogunemil.narod.ru/murin.html). А ведь Галактика по форме и есть водоворот!

Правда, Сантильяна и Дехенд предположили, что в качестве водоворота в мифах фигурирует спиральная траектория движения полюса небесной сферы, получающаяся вследствие прецессионного движения земной оси. Может, оно и так. Но Галактика как водоворот – вещь более осязаемая. Впрочем, водоворотами могли числиться и траектория полюса, и Галактика – одно другому не мешает.

Кстати, об осязании: возможно, оно было развито настолько, что древние наблюдатели могли чувствовать движение частиц эфира, а может, имели какие-то приборы для наблюдения эфирного ветра. Как пишет В.А. Ацюковский в книге «Популярная эфиродинамика или как устроен мир, в котором мы живем» (М., 2005), частицы эфира движутся к центру Галактики, закручиваясь в виде водоворота. Допустим, за эфирным ветром кто-то мог наблюдать: тогда из-за перспективы наблюдателю он представляется «вытекающим» из одной точки – радианта (подобно, метеорным потокам), обтекающим Землю (или шире – Солнечную систему) со всех сторон, и «втекающим» в другую точку. Быть может, это движение как раз и описывается в мифологии в виде четырёх потоков, охватывающих небесную сферу.

Удачным обстоятельством является совпадение направлений к центру Галактики и в противоположную сторону с пересечениями эклиптики и Млечного Пути. Эти пересечения становятся чёткими долговременными маркерами для всей небесной «топографии», ибо орбита Земли не склонна к быстрому изменению своей плоскости, и Млечный Путь, как водится, никуда не разлетается.

В связи с этим, именно точка пересечения эклиптики с Млечным Путём в Тельце и Близнецах является главной Мировой Горой – а отнюдь не Северный Полюс (хотя он тоже почитается «вершиной» Мира). Почему? Древние знали о том, что земная ось меняет своё направление в пространстве, что делает Северный Полюс не вполне надёжной точкой опоры – из-за прецессии «Полярная звезда», то и дело, меняется. Центр спирали, по которой перемещается полюс – тоже не очень удобен в использовании. Другое дело – пересечение эклиптики с Млечным Путём. Оно от прецессии не зависит и не сдвигается. Одно пересечение всегда в Тельце и Близнецах, другое – в Скорпионе и Стрельце.

Мифология Старого и Нового Света уделяет большое внимание скоплению Плеяд в Тельце. Инки считали Плеяды как раз той верхней точкой, из которой вытекают небесные реки. А на Руси Плеяды звались Стожарами. Стожар – это шест стога, его стержень. Верхний конец стожара – это вершина стога. А стожаром для «Мирового Стога» – Вселенной – является скопление Плеяд.

М.Э. Рут собрала множество названий созвездий в русских народных говорах, и выяснилось, что Стожарами (или Вискожарами) иногда называют не только Плеяды, но и Большую Медведицу (Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Рассказы о географических названиях. М.: Армада-пресс, 2001, с. 58, 62-63). Отчего такая путаница? Да и в мифологии, как доводилось читать, с Макошью связывают не только «ковши» Большой и Малой Медведиц, но и маленький «ковшик» Плеяд. Наверно, «макушкой», «маковкой» Мира – обителью Макоши – признавались и Северный полюс, и точка близ Плеяд.

Скорее всего, праздник Красной горки связан с прохождением Солнцем «вершины» Мира близ Плеяд, ибо он заметно отстоит от момента прохождения Солнцем другой «вершины» – точки летнего солнцестояния, которая в мифологии тоже соотносится с Горой (получается, у Мира есть немало «вершин»). Быть может, Златогорка (Златая Горка) – мать Сокольника, живущая у холодного камня Латыря – тоже воплощает собою не какую-то планету, а ключевую точку Мироздания, «вершину» Мира у Плеяд.

А южная точка пересечения эклиптики с Млечным Путём – это «низ» Вселенной, где, судя по текстам русских заговоров, сказок и легенд, должна жить большая чудо-рыба Щука, которую тоже как-то связывают с Макошью. Возможно, в этой же точке мыслилась и избушка Бабы Яги. А в избушке Яги стоит жаркая печь, что указывает на расположенный в той стороне центр Галактики, где «выпекаются» звёзды.

Герой, сказочный или былинный, обычно соотносится с Солнцем или какой-то из планет – следовательно, должен двигаться по эклиптике или по траектории, близкой к эклиптике (учитывая, что плоскости орбит планет не сильно отклоняются от плоскости эклиптики). В своём пути он пересекает реку (в данном случае – это Млечный Путь), у которой его ждут разные испытания: от встречи с Бабой Ягой до боя с Горынычем на Калиновом мосту.

Почему точки пересечений небесных кругов (Млечного Пути, эклиптики, и других) связываются с какими-то событиями или испытаниями? Во многих традициях Старого и Нового Света сии места признаются проходом в Иномирье. Земные воплощения таких пересечений тоже имеют мистическое значение. Соответственно, имеются святилища в устьях рек и на водоразделах, откуда истекает две или более реки. Учитывая, что небесные круги ассоциируются не только с реками, но и с дорогами, то мистический ореол окутывает и пересечения дорог – росстани, и «пересечения» дорог с реками – мосты.

Избушка Бабы Яги тоже стоит на грани миров: «на курьей ножке, на петушиной голёшке (головёшке)» – по Борису Баландинскому петух символизирует завершение цикла, число 42 и Этот Свет, а куры – запредельность, числа за пределами цикла (43 и более) и Тот Свет. Избушка, получается, стоит между Этим и Тем Светом. Впрочем, и по сказкам выходит, что она стоит недалеко от пограничной Огненной реки и моста через неё.

        

У того креста у Леванидова

        

В далёких Андах, как выяснил Уильям Салливан, пересечения Млечного Пути с эклиптикой считались мостами в Миры Богов и Предков. Они так и назывались «мостами» – чака, по аналогии с земными мостами. После Конкисты небесные «мосты» в порядке «партизанского синкретизма» (по выражению Салливана) стали называть «крестами». Думается, переход от термина к термину произошёл легко, ибо и «мост», и «крест» в мифоастрономии означают одно и то же – перекрестье двух небесных окружностей. Впрочем, может быть, термин «крест» уже использовался и до Конкисты.

На Руси тоже был «партизанский синкретизм». Схожесть его с андским вызвана, в частности, общим наследием звёздной религии. Последняя дала ростки и в язычестве Анд, и в язычестве Руси, и в христианстве. Поэтому языческие народы всегда с успехом находили в христианских мотивах что-то знакомое и включали в свою систему взглядов, создавая «народное православие» и «народное католичество».

У славян проход в Иномирье осуществляется по Калиновому мосту через Огненную реку или реку Смородину. В мифологии инков Пепельной рекой является Млечный Путь. Освещённый находящимся в нём Солнцем, он становится Огненной рекой, аналогичной таковой в русских сказках. То есть, в разных традициях речь явно идёт об одном и том же, что позволяет сделать неожиданные сопоставления.

Один из важных «мостов» – созвездие в виде Т-образного креста из звёзд в «хвосте» Скорпиона – индейцы кечуа называют по-испански Cruz Calvario – «Крест Голгофы». Вот мне и подумалось: а что если русский аналог созвездия Крест Голгофы – это загадочный былинный Леванидов Крест?

В православной традиции считается, что Христос распят на Леванидовом Кресте, состоящем из сросшихся деревьев трёх пород: кедра, кипариса и пинии (либо певга). Помнится, в фильме «Дух времени» распятие отнесено к декабрьскому солнцестоянию, когда Солнце находится в пересечении трёх кругов: Млечного Пути, эклиптики и колюра солнцестояний. Тогда три сросшихся дерева Леванидова Креста как раз могут означать эти три небесных круга. Рассмотрим окрестности этого креста.

        

Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу…

(Илья Муромец и Соловей Разбойник // Былины. М.: Детская литература, 1976, с. 19)

        

Если Леванидов Крест – это созвездие Cruz Calvario, состоящее из звёзд ε, λ, μ1, μ2, ξ1, ξ2 и υ Скорпиона, то Покляпая (то есть повислая) Берёза тоже может быть созвездием – состоящим из расположенных дугою звёзд в «хвосте» Скорпиона. Эти Крест и Берёза находятся рядом, а с ними вместе – Чёрная Грязь.

Что же на небе может быть названо таким романтичным именем? Грязь обычно бывает на дороге, а дорога – это Млечный Путь. Подсказку опять же дают народы Анд, выделившие на Млечном Пути тёмные пятна и давшие им имена: Лиса, Лама, Детёныш Ламы, Жаба, Куропатка. Такое внимание к тёмным пятнам Млечного Пути считается «фишкой» традиционной астрономии Анд. В Старом Свете, вроде бы, на тёмные пятна особо не обращали внимания. Но что-то подсказывает, что Чёрная Грязь русской былины не может быть ничем иным, как таким тёмным облаком на Млечном Пути. В андской астрономии с Крестом Голгофы соседствуют два крупных тёмных облака: Лама и Лиса. Пожалуй, Лиса ближе и ко Кресту, и к тому, что может быть Берёзой, да и к эклиптике. Вот, индейская Лиса – это и есть, скорее всего, наша Чёрная Грязь. Тогда нанесём русские названия небесных ориентиров на рисунок Салливана.

        

Levanidiv Krest

        

Кстати, в печорских изводах былин прокладывание дороги через чёрные грязи или болото описывается как одно из деяний Ильи Муромца по пути в Киев, когда ему пришлось нарушить свой зарок «не слезать с коня». О том, что́ именно на небе соотносится с Ильёй Муромцем и Соловьём Разбойником – мы уже говорили. Потом Илья показывает Соловья Красну Солнышку с Апраксеей, в некоторых вариантах за Соловьём на двор ещё посылают кого-то из богатырей, а тот возвращается ни с чем, пока сам Илья за дело не берётся… Ну, в общем, вы поняли, что к чему.

Таким образом, былина показывает историю, развернувшуюся на небе. Однако, в соответствии с канонами мифоастрономии, что-то подобное должно было одновременно разворачиваться и на Земле – некие земные события, увязанные с небесными. Вот только, где и когда Илья одолел Соловья – история пока умалчивает. Впрочем, жители некоторых местностей, особенно расположенных между Муромом и Киевом, дают уверенный ответ: «У нас, конечно!»

       

(продолжение следует)


Tags: репост
Subscribe

  • Шутливое о любви

    В любви бреду я вечным странником, Полным-полнА всегда надежд моя душа. О, Небеса, найду ли своего избранника, Достаточно ли буду для него я…

  • Архангел Михаил

    Ты ходишь среди нас Архангел Михаил И в воинство свое ты собираешь души. Отыскиваешь тех, тебя кто не забыл, И клятву верности при жизни не…

  • За всех защитников Отчизны!

    Сегодня снова поднимают тост За всех защитников Отчизны! Ведь мир вокруг совсем не прост, Его хранить всю жизнь до тризны. Мы выпьем и за дедов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments