aminora (aminora) wrote,
aminora
aminora

Categories:

Былинная Печора, былинный Космос (часть 9)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 9)

(продолжение, см. части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)

       

[Spoiler (click to open)]

Земные «прописки» Соловья

       

Одно из мест земной «прописки» Соловья Разбойника – село Девять Дубов в Орловской области, на границе с Брянской, расположено между автотрассой и железной дорогой Орёл – Брянск. Как пишет Елена Ашихмина в статье «Девять Дубов – былинное село» (http://myorel.ru/vestnik/?article=11914), местные жители не только не сомневаются, что именно здесь состоялась схватка Муромца с Соловьём, сидевшим тут на девяти дубах, но и утверждают, что на окраине села Муромец потерял свой меч. Рядом с селом начинались Брянские леса, упоминаемые в одном из вариантов былины как «Брынские леса». Шла тут и старая дорога из Мурома в Киев – Свиной шлях или Свинак. Недалече протекала речка Смородная или Смородинка: «В 1968 году в интервью орловскому корреспонденту девушки из села Девять Дубов Лида Щеголева, Алла Глебова и Нина Глебова рассказали как об очевидном факте, что ручей, через который они ходят на ферму, по мнению местных жителей, в старину и был той самой Смородинкой, на которой Илья Муромец вступил в схватку с Соловьем-разбойником.

В нескольких километрах севернее села протекает и еще одна речка под названием Смородинка, которая, вероятно, ранее была более полноводной и пересекала древний шлях, для чего, конечно же, нужен был мост.

В том же ареале на притоке реки Лубны неподалеку друг от друга стоят деревни Калиновка и Теляково-Смородинка. Почти рядом есть еще одна деревня Смородинка, а в древности между речками Лубной и Орлицей шумел известный в этих краях «Смородиновой» лес, так что недостатка в значащих названиях былинного толка в этих краях нет.

Рядом с селом Девять Дубов вы найдете на карте еще одну «былинную» географическую метку: село Черная Грязь. Напомним, как черниговские мужички объясняли Илье Муромцу, где именно находится убежище Соловья: «Как у той ли то у Грязи-то у Черноей». Черногрязка – так называется деревня, расположенная к северу от Девяти Дубов. Черная Грязь – так называли это место еще в XIX веке. Вблизи него также проходил тот самый старинный путь».

Как видим, местность буквально наполнена «былинными» названиями. Странно только, что Илья, прежде чем попасть в эти края, успел побывать в Чернигове, который гораздо ближе к Киеву. Впрочем, Юрий Александров (в другой публикации – Александров-Липкинг) – автор статьи «Где родилась былина?» («ЗС», 1969, №6; http://heathen.narod.ru/library/bilina.htm; http://www.kpravda.ru/article/society/019824/) – сообщает, что в разных вариантах былины звучат и другие названия города, которому помог Илья: Себеж, Бежегов, Турчев, Бекетовец, Орехов, Кинешма, Чиженец, и Смолягин – так что, конкретно на Чернигов ориентироваться не стоит. Речку Смородинку Александров тоже считает ненадёжным ориентиром, ибо речек с таким названием очень много.

Зато он как курский краевед предлагает вспомнить прозвище земляков – «курские соловьи» – и найти место схватки Ильи с Соловьём на Курской земле, в чём помогут знакомые по былине Чёрная Грязь и Берёза. «Черные грязи? В былине это, безусловно, название географическое… И действительно, в Курской области есть два села с одинаковым названием «Черная Грязь». Первое из них находится на реке Свапе в Дмитриевском районе. Другое – на реке Сейме, против устья Свапы.

Можно предположить, что именно первое из этих сел названо Илье мужичками освобожденного города в качестве начального ориентира на пути в столицу. Тогда освобожденный богатырем город должен был находиться где-то поблизости.

Как раз километрах в пяти севернее села Черная Грязь находится большое городище Старогородское».

В той же местности краевед находит и Берёзу: «Опять все становится на место, если понять березу не как название дерева, а как имя географического пункта-поселения или реки. И опять… километрах в семи к югу от села Черная Грязь, на правом берегу Свапы, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы».

Леванидов Крест курянин не нашёл, «но пока не найден еще крест Леванидов, вернемся к остальным вехам, названным в летописи. Во-первых, еще одно село, все с тем же названием — Черная Грязь. Оно, как сказано уже, находится близ устья Свапы. И недалеко от него, там, где, по былинному рассказу, положено быть «поселью Соловьиному», возвышается среди болот городище… Соловейня, или по-другому — Соловень-гора. У местного населения до сих пор бытует предание, что именно здесь и находилось гнездо Соловья-разбойника».

И снова, как и в Орловской области, мы наблюдаем не только комплект «былинных» названий, но и уверенность местных старожилов, что славные дела вершились именно у них. Обе статьи (орловской Елены Ашихминой и курского Юрия Александрова) мне попались случайно в разное время, и я не уверен, что нет иных привязок былины о Соловье к местности. Так кому же отдать предпочтение: курским или орловским?

А ведь есть у нас и другие Чёрные Грязи, кроме курских: деревни в Московской, Тульской, Калужской, Тверской, Псковской областях и в Марий Эл, болото в Ивановской области, реки в Новгородской и Смоленской областях – скорее всего, список далеко не полный. Тут даже вспоминается курьёзное письмо читательницы в редакцию журнала «Работница» с просьбой выслать лечебной грязи хоть с какого-нибудь курорта страны, которое заканчивалось риторическим: «Мало, что ли, грязи в СССР?»

Положительно, топоним «Чёрная Грязь» какой-то… как бы получше сказать… необычный, что ли. Ну, пусть деревню назвали по обильным грязям в окрестности, причём какого-то удивительно редкого чёрного цвета. Угу, нашли чем гордиться… Может, всё-таки, лечебная? Или чернозёмчик плодородный? Тогда, согласен, полезная вещь. Ну, ладно ещё, когда болото – Чёрная Грязь, но вот река… Хотя, Смородина и Берёза – тоже не менее загадочные названия для рек. Смородину (Смородинку, Смородиновку) ещё можно объяснить, как речку с необычным запахом, либо на удивление поросшую кустами смородины. А вот река Берёза (если взять именно Берёзу, а не Берёзовку) так просто не объясняется, ибо тут не «река с берёзами», а «река – сама Берёза».

Впору припомнить рассмотренные ранее реки со столь же нелогичными для рек «птичьими» именами: Гусь, Колпь, Жерев, Тетерев, Птичь, и так далее. Если они названы по соответствующим звёздам и (или) созвездиям, то же самое вполне можно предположить для названий Берёза и Чёрная Грязь, а также – хотя бы для части речек Смородин.

Получается, небесные названия переносились на Землю. При этом в некоторых местах можно выявить целые «комплекты» таких названий, аналогичные «комплектам», упомянутым в былине. Как сказал Александров: «Совпадения? Не многовато ли – сразу и в одном месте?» Если учесть, что совпадения – скопления «былинных» названий – есть не только в одном месте, но и в ряде других мест, то напрашивается вывод: нахождение совместно расположенных «былинных» топонимов в какой-то местности вряд ли говорит о том, что действие былины разворачивалось именно здесь. Скорее всего, к местности привязаны астрономические названия.

Предполагаю даже, что на местность перенесена карта звёздного неба. Такие вещи практиковались в разных местах мира: то святилища расположат, то священные камни расставят, то даже лунки неясного назначения в земле выкопают – в форме созвездия. А славяне высекали лунки на камнях, и когда в эти «чашечки» попадает вода, то блестки-отсветы выстраиваются в виде созвездий (точно помню, что читал об этом не раз). Думается, умели выстроить созвездия и на местности. Особенно это касается того ключевого района Неба, где находятся Крест, Берёза и Чёрная Грязь: ведь это же «низ», «основание» Вселенной, место «моста» – прохода в Иномирье, в Ирий (Вырей)!

       

Алёша – Меркурий и Близнецы

       

Однажды я предположил, что земля славян, взятая в целом, когда-то представлялась в виде проекции звёздного неба, и описал это в статье «От Березани до Руяны: пути, пространства, времена» (http://korkonnik.livejournal.com/4222.html). На мысль навели  выстроившиеся по линии топонимы: Березань, Червен и Руян – очень напоминающие славянские названия месяцев. А месяцы можно сопоставить зодиакальным созвездиям (для каждой зодиакальной эпохи, разумеется, разным). Так на местности выстраивается полоса идущих по порядку созвездий зодиака: от Рыб в Причерноморье до Девы в Поморье Варяжском.

Тут же вспомнились указания ранее прочитанных статей на почитание Девы в Поморье, а Близнецов – в Малой Польше, где, как пишет Дудко, в Кракове стояли идолы близнецов Леля и Полеля (Матерь Лада. Божественное родословие славян / Д. Дудко. М.: Эксмо, 2004). Былинная тема заставляет вспомнить «королевичей из Крякова». Они, видно, и есть воплощение тех самых Близнецов. На богатырской заставе, которую дразнил Сокольник, тоже упоминаются двое братьев:

       

Еще были братья да Долгополые,

Лука да Матвей, дети Петровичи… (№96)

       

В разведку их решают не посылать:

       

Да послать-то нам два брата, два родимыя,

Да Луку-де, Матвея, детей Петровицей, —

Да такого оне роду-то ведь вольнёго,

Они вольнёго роду-ту, смирёного,

Потеряют свои да буйны головы… (№67)

       

Долгополым братьям на заставе не доверяют из-за того, что они – полонённые иноземцы:

       

А послать-то ле двух-то братьев Долгополыих,

Долгополыих-то бра́тов полонённыих же, —

А от не нашей земли они, неверьные,

А доспеют бы изменушку великую. (№69)

       

А послать-то не послать дак братьей да полунённыих,

А послать-то не послать дак братьей да полунённыих?

Братья полунянные социняют-то всё изменушку,

Братья полунённыя да социняют-то всё изменушку. (№90)

       

А в былине «Алёша Попович и сестра Петровичей-Збродовичей» Алёша женится на сестре братьев Настасье. Правда, сначала братья осерчали на сестру за то, что она с Алёшей втайне встречалась, и хотели отвезти её во чисто поле (видимо, чтобы провести «среди неё» воспитательную работу). Но Алёша с Ильёй и Добрыней вовремя пришли к братьям посватать Настасью за Алёшу, и Петровичи простили сестру:

       

Веселым-де пирком, да они свадебкой

Как повыдали сестру свою родимую

За того же Олёшиньку Поповиця. (№117)

       

Похоже, Алёша воплощает собою планету Меркурий, ибо с Близнецами традиционно почему-то связывается именно эта планета, причём у некоторых народов планету Меркурий и звезду Кастор даже называли одинаковым именем. Отождествление мифологических Близнецов с созвездием Близнецов тоже весьма распространено в разных культурах. А ещё в ряде языков близнецы связаны с понятиями «нити» и «переплетения» (что заставляет вспомнить славянского Переплута). И почти всемирной практикой (от Греции до Полинезии) является связь Меркурия с ворами и плутами, либо путешественниками и посланниками (подробнее – см. Салливан У. Тайны инков, с. 214-215).

Что значит сия символика и почему Меркурий связывается с Близнецами – мне, честно говоря, непонятно. Может, какой-то свет на это прольёт понятие небесного огня: «та область неба, которая ассоциировалась с западными Близнецами в их пересечении с Млечным Путём, связана в андской мифологии с местом происхождения небесного огня» (Салливан У. Тайны инков, с. 214; слово «западными» в цитате, очевидно по смыслу означает «выделенными в западной астрономии как созвездие»). Если говорить об огне, то Меркурий – самая близкая к Солнцу, самая «испепелённая» планета.

Вот тут не грех вспомнить описанное в «Русских богатырях» (Прозоров Л.П. Русские богатыри, с. 231-234) сопоставление русского былинного Алёшки Поповича, польского легендарного Лешко Попелюша, а также героя северно-русских и западнославянских сказок по прозвищу Попялов, Попялышка, Попелюх, Попельвар или Попельчек. Он одолевает врага на крылатом коне «хитростью и подвохом», русское диалектное алёшка по Далю означает лгуна, хвастуна, а на свой первый пир в Киев Алёша приходит под видом скомороха (вспомним плутовство как атрибут Меркурия; тут ещё вспоминается былина «Вавило и скоморохи», где двое спутников Вавилы зовутся «Кузьма с Демьяном» – что тоже наводит на образ братьев-близнецов). При этом в польской легенде Лешко назван «ткачом» (вспомним связь близнецов с нитями, переплетениями, ткачеством), а скоморохи в фольклоре устойчиво связываются с бродячими ремесленниками – ткачами и портными (да и по факту они, скорее всего, были связаны). Что касается имени, то Алёша Попович – христианское переосмысление: Алёшка – от Лешко, а Попович – от прозвища, восходящего к слову «пепел» (вспомним испепеляемую Солнцем планету Меркурий).

Свататься Алёша (Меркурий) приходит вместе Ильёй Муромцем (Сатурн) и Добрыней Никитичем (Юпитер). В том же составе они изображены и на знаменитой картине Васнецова. Состав планет заставляет вспомнить исследование Эдриана Джилберта, соотносящего пришедших к младенцу Христу (Солнцу) трёх волхвов (и три символических дара волхвов) с планетами Меркурием, Сатурном и Юпитером (Джилберт Э. Тайны волхвов. В поисках предания веков. М.: Вече, 1998, с. 310). Рождение Солнца, однако… Близнецы в мифологиях – тоже солнечные, ибо, как сказал Салливан, «та область неба, которая ассоциировалась с … Близнецами в их пересечении с Млечным Путём, связана … с местом происхождения небесного огня». Следующая глава будет посвящена проекции этого небесного пересечения на землю славян.

       

Почай и Дунай

       

Собственно деление земель на четверти я рассматриваю в статье «Священная география» и всех иных материалах журнала с меткой «священная география» (быть может, порядком надоев читателям постоянным упоминанием этого деления – ибо сей теме посвящена большая часть моего журнала). В процессе исследования родилась реконструкция четвертной разбивки всей взятой в целом славянской земли. Возможно, она вызывает «когнитивные диссонансы», но речь о ней пойдёт только из-за её неожиданной связи с былинным миром.

Границы четвертин образуют крест, одна перекладина которого тянется от Березани в сторону Руяны вдоль Бог-рек – Южного Буга и Западного Буга (далее – по Висле), а другая перекладина – от Альп через Карпаты в сторону нашего Черноземья.

Перекрестье границ находится в Подолье, где есть небольшие возвышенности, называемее Толтры (Товтры) или Медоборы. Корень «мед» во многих индоевропейских языках связан с понятием середины. Медоборы иногда трактуют конкретно из фракийских или дакийских наречий. Вот в Ирландии центральная земля называлась Мид, а в столице в «медовой палате» короли угощали подданных мёдом – воистину «срединным» напитком. Да и славянские князья устраивали такие же пиры с мёдом в сакральном центре страны. Так что, название Медоборы вполне может иметь и славянский корень, указывающий и на мёд, и на срединное положение – на чём, однако, не настаиваю.

Западный Буг и Южный Буг – две Бог-реки, растекающиеся в разные стороны от Медобор – я сначала трактовал в духе Салливана как «два потока Млечного Пути, стекающих с Плеяд». Так он объяснял значение в духовной культуре инков рек Вилькамайу и Пукара, очень похожим образом растекающихся в противоположные стороны. Но потом вдруг я понял, что два Буга протягиваются вдоль линии Березань – Руян, которая, как говорилось ранее, соотносится с созвездиями зодиака, то бишь – с эклиптикой. Тогда пришло понимание того, что эклиптика тоже могла представляться в виде двух рек, «растекающихся» из той же точки, что и «два потока Млечного Пути». Тогда с Мировой Горы, из Эдема вытекают четыре реки – что и показано на рисунке в главе «Чудны кресты, реки, росстани и мосты», который мы сейчас повторим.

       

       

Получилось, одна перекладина креста границ – по двум Бугам – соотносится с эклиптикой, а другая – от Альп до Черноземья – с Млечным Путём. Возможно, трактовку Салливана относительно Вилькамайу и Пукары тоже стоит пересмотреть, ибо Вилькамайу значит «Солнечная река», что свидетельствует скорее в пользу эклиптики. В идеале на местности должны растекаться четыре реки – но где ж такую идеальную местность найдёшь? Кроме того, на определение центра страны влияли, видимо, и другие соображения.

Как бы то ни было, границы могут соотноситься с реками или дорогами, о чём говорилось выше. Если легенда гласит о Кие – перевозчике на реке, то можно допустить, что Киев стоит на перекрестье реки и дороги. О небесной символике такого перекрестья мы уже говорили. А прототип былинного Киева (см. статью «Где искать былинный Киев?» – http://korkonnik.livejournal.com/1083.html), возможно, стоял в районе современной Братиславы, где реки Дунай, Малый Дунай и Морава образуют на местности подобие креста.

В былинах ряд событий происходит близ рек. Вот, например, Добрыня сражается со Змеёй у Почай-реки (вариант – у моря). В некоторых вариантах былины битва одна, в некоторых – две, причём, где идёт вторая битва – не уточняется. Но, судя по тому, что кровь от Змеи не хочет сразу уходить – в «нижней» точке Вселенной. Это пересечение в Стрельце: вот куда ударяет Добрыня копьём – так, что «земля» расходится на четыре четверти, и сливаются четыре реки змеиной крови. Кстати, недалече на небе как раз и находится созвездие Змеи (скорее всего, в русской астрономии оно мыслилось там же).

От крови заколовшегося копьём богатыря Дуная проистекает река Дунай. Дунай, как сообщают все мифологические словари – вообще образ пограничной реки в славянском фольклоре. Иногда упоминается и река, проистекающая от жены Дуная Настасьи, в которую попала стрела богатыря. Вот если найти указание, что она течёт в противоположную сторону – вообще было бы знаменательно. В любом случае, Дунай закололся у верхней точки пересечения эклиптики с Млечным Путём, в районе созвездия Близнецов. Недаром перед этим он вытащил из чрева Настасьи сияющих близнецов. Собственно, Дунай и Настасья – родители близнецов – как раз могут олицетворять два потока Млечного Пути, соприкосновение которых можно отнести к созвездию Близнецов.

Река, через которую скачут Дюк и Чурило, помимо прочих имён зовётся Почай-рекой (№148) или Дунай-рекой (№141). В общем, популярные это имена для былинных рек – Почай и Дунай.

Карты района Медобор я рассматривал неоднократно. Знал, что здесь есть святыня языческая – гора Богит, и православная – Почаевская лавра, куда стекаются паломники поклониться Богородице. О том, что наиболее значимые места поклонения Богородице в дохристианские времена были святилищами Богини, тоже ранее читал (например, как это делалось во Франции – см. Шарпантье Л. Гиганты и тайна их происхождения. М.: Крон-Пресс, 1998).

Если Медоборы лежат на пересечении границ четвертин, то на звёздном небе им соответствует пересечение эклиптики с Млечным Путём в Тельце – Близнецах, а близ перекрестья располагается исток небесных рек – скопление Плеяд, связанное с Макошью. То есть, «макушка» Вселенной проецируется на Землю как центр славянских земель в Медоборах, между истоков двух Бугов.

Так вот, смотря этот район на картах, я долго не замечал одну интересную вещь. Но друзья как-то путешествовали по Украине, откуда привезли карту, которую показали мне. Гляжу – батюшки – и как это я раньше на замечал на своих картах? Стоят рядышком два городка – Почаев и Дунаев! Города с названиями от былинных рек – Почай и Дунай! Хотя рядом крупных рек нету… Вот тут и пробило: неспроста этим городкам дали названия от таких славных рек!

Значит, Почай и Дунай – это реки, стекающие с Мировой Горы, с главного кона страны, из её центра. Если взять более позднюю столицу – Киев на Днепре – то там тоже была своя Почайна. Столица всегда соответствует перекрестью небесных рек. Тут либо река, текущая возле столицы, мифологизируется и переносится на небо, либо устоявшееся название небесной реки переносится на земную реку, текущую близ столицы.

Наверно, в истории маятник качался и в ту, и в другую сторону: то земная река называлась в честь небесной, то небесная река – в честь земной. Так были мифологизированы не только Почай и Дунай, но и Днепр (№138, 143), а потом – и Нева (№145, 146) с Енисеем (№11).

       

Вместо заключения

       

Думается, представленные очерки былинной астрономии помогают кое-что прояснить в наследии наших предков. Но при этом отмечаешь правильность древнего наблюдения: чем больше я знаю, тем меньше я знаю. Когда площадь изученного и понятого прирастает, то граница изведанного с неизвестным удлиняется. Появляются вопросы, которые раньше бы и не были заданы.

Что-то, конечно, в процессе написания прошло мимо, что-то пропущено. Да и не все былины проанализированы. И регион взят, в основном, только наш – печорский. А сколько их ещё! Со своими самобытными изводами, где могут обозначиться дополнительные детали…

И материал «сопротивляется» анализу: цифры варьируют. Вот Василиса Микулишна, отправившись на выручку мужа – Ставра Годиновича, взяла с собою в одном варианте «сорок молодцев удалых стрельцов, сорок молодцев удалых борцов» (то ли 40 + 40 = 80 «узких специалистов», то ли 40 «двоеборцев»), а в другом – «тридцеть молодце́в без единого» (то есть 29). В каждом случае даются числа астрономически значимые – но с совершенно разными значениями.

Ну и, главное – анализ пока не доведён до решения одного из ключевых вопросов: на какое историческое время указывают астрономические ориентиры в той или иной былине? Исторический анализ имён, обстановки, обычаев, взаимосвязей с германским эпосом – указывает, что в былинах отражены события времён Великого Переселения народов в 5-6 веках н.э. Подтвердят ли эту датировку астрономические реконструкции? Или, окажется, что  былины существовали и ранее, а в 5-6 веке просто привязаны к месту и персонажам? Очевидно, во всё время существования традиции былины пополнялись новыми персонажами (вплоть до Скопина – на заставе у Ильи!) и новыми местами действия.

Но под поздними наслоениями сохранился и первоначальный пласт, включающий увязку описываемых в былине персонажей и событий с астрономическими объектами и явлениями. И хочется ещё раз подчеркнуть, что с точки зрения нашей «былинной астрономии» былина описывает не движение небесных тел само по себе, а земные дела во взаимосвязи с движением небесных тел.

Спасибо землякам, что сохранили до наших дней былинную традицию Печоры, и собирателям, что донесли её до нас, и исследователям, что изучают былины и пробуждают интерес к ним!

       

(оглавление следует)

Tags: репост
Subscribe

  • Христос Воскрес!

    Христос Воскрес! Поют тебе кругом! Ты по Земле идешь - Земля твой Дом. Тебя не видно, но Ты повсюду есть, И в этом есть Твоя Благая Весть! ©…

  • За всех защитников Отчизны!

    Сегодня снова поднимают тост За всех защитников Отчизны! Ведь мир вокруг совсем не прост, Его хранить всю жизнь до тризны. Мы выпьем и за дедов,…

  • С Новым Годом!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments