aminora (aminora) wrote,
aminora
aminora

Новое сказание о Прометее

Оригинал взят у z_yanson в Новое сказание о Прометее
На днях посмотрел новый фильм "Годзилла", который, как водится, дал новую пищу для осмысления. С некоторых пор любой источник, будь то фильм, книга или песня, оцениваю с точки зрения тонких воздействий. Что находится за скобками, какие идеи закладываются на фоне мощной визуальной картинки? Через современные средства подачи информации запускаются нужные механизмы манипулирования, но они не всегда могут оцениваться в негативном ключе. Некоторые идеи человек не готов принять в открытом виде, поэтому задействуются символы и образы, действующие в скрытом режиме. В 2012 году вышел фильм Р.Скотта "Прометей" ("Prometheus"), который, честно говоря, ошеломил: так много в нём оказалось заложенных идей и поставленных вопросов. Мыслями об этом фильме хочется поделиться.
Освежим в памяти известное: Прометей ("предвидящий") был мудрым, сильным и искусным титаном. Этот титан был единственным, кто воевал на стороне богов во времена титаномахии, поскольку прекрасно знал исход той войны. Он имел дар предвидения и все основные события, вплоть до конца мира, представлены в мифологии греков как изречённые именно им. Он же и осуществляет предначертанное: "… сам отдает человеку Огонь богов, который есть разум и разумная душа, которыми он наделяет бессловесных животных, отчего они становятся намного ближе к богам. Боги противятся по известной причине - разумное божественное начало, соединенное с материальным телом, есть колыбель нового бога, как нового порядка, который рано или поздно сменит существующий. Они противятся, но предопределено - человек станет Богом и этого не изменить".
Замысел фильма, имеющий такое название, очевиден и нам остается только постараться его понять. Личное субъективное мнение: фильм следует воспринимать, отбросив все стереотипы и шаблоны восприятия, иначе картинка получится смазанной и нечёткой. Если смотреть фильм в одной плоскости, то впечатление будет сильно урезанным. Когда начинаешь его рассматривать, как Давид вращает виртуальную Землю, то картинка становится объёмной, многомерной и вполне понятной.



В фильме щедро рассыпаны ключи для понимания в виде отдельных фраз, похожих на притчи, но которые помогают сложить общую мозаику. Что отрадно, так это то, что данный фильм с открытым кодом, с большим заделом для простора воображения. А главное: этот фильм – для ищущих, задающих непостижимые вопросы и получающих ответы.

Точка отсчета

Команда стартовала с Земли в поисках ответа на извечный вопрос о смысле существования: кто и для чего создал человечество? Движущей силой экспедиции выступают молодые ученые Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй, чьи исследования и предопределили старт "Прометея".
"Прометей" – название космического корабля отправленного с Земли могущественной корпорацией "Weyland Industries", занимающейся созданием кибернетических людей и терраформированием планет (изменение климатических условий в состояние, пригодное для обитания живых существ, проще говоря: под земные условия обитания). Кстати, доступен Сайт компании “Weyland Industries”, где подробно расскажут об ее сфере деятельности, достижениях, ознакомят с функциональными особенностями робота "Давида" 8-ой модификации и о многом другом.
По мере разворачивания действа сразу возникают недоумённые вопросы по поводу организации экспедиции: команда получает инструктаж о цели полёта только по прибытии; принципы командного взаимодействия и психологической совместимости отсутствуют; в профессиональных качествах специалистов можно усомниться. Но со временем все встаёт на свои места и истинной целью экспедиции выступает личное желание главы корпорации Питера Вейланда спасти свою жизнь с помощью создателей человеческой цивилизации. И на алтарь своего эгоцентричного желания обретения бессмертия он готов положить всю команду, включая собственную дочь. По сути, в попытке спасти своё одряхлевшее тельце, команда сформирована для одного единственного полёта. Цель оправдывает средства. Но не существует ничего предопределенного: мы полагаем, а жизнь располагает. И по ходу фильма проглядывает другая картина: главные действующие лица имеют свою внутреннюю цель, пусть и не до конца осознаваемую. И вот эта личное участие членов экспедиции интригует, поскольку любой из нас мысленно может соотнести себя с тем или иным персонажем и представить, как бы он сам вёл в той или иной ситуации.


“- Что будет, когда не станет тех, кто тебя программирует?
- Наверное, я стану свободным”

В фильме представлены два главных героя, которые представляют собой разные эволюционные потоки, но не в следствие того, что они выживают, а потому что каждый из них претерпевает свое уникальное преображение и перерождение, а причудливое переплетение их сюжетных линий вызывает наибольший интерес.
Кибернетический человек Давид - весьма необычный робот. Он имеет свои представления и суждения, распределяя людей на высших и низших, согласно своей собственной системе ценностей. Поэтому и позволяет себе ироничные, а порой и циничные, высказывания, упиваясь тем, что в важных аспектах (в его понимании) он превосходит расу своих создателей. Причем он избирательно выделяет и интегрирует в свою личность из опыта человечества то, что формирует превосходство. Недаром его впечатлил момент из фильма "Лоуренс Аравийский".
Наблюдая за людьми, он подмечает множество доказательств их несовершенства, формируя стойкое пренебрежение ко всем, кроме одного единственного человека – Вейланда, которого если и не боготворит, но признает безусловным авторитетом, полностью подчиняясь его воле. И при всем при этом, он постоянно размышляет, потому что в разных ситуациях возникает нечто неуловимое, не поддающееся его холодному анализу. Например, странная двойственность, в которой он пребывает: ощущение превосходства над людьми, но понимание того, что это они создали его, а не наоборот. Отчетливое разочарование от осознания ограниченности создателей человеческой расы, проявившееся во время изучения головы инопланетянина – "всё-таки смертные", а также от осознания ограниченности собственного существования во время диалога с Чарли, когда Давид его попутно инфицирует. Динамично развивающиеся события постоянно входят в конфликт с интеллектом (вложенной базой данных).


Invalid video URL.


Героиня Элизабет продолжает начатую Ридли Скоттом тему сильной женщины и показывает, на что способен человек сильный Духом. Она претерпевает невероятные страдания: потеря любимого человека, крушение прежних надежд, а сцена с преждевременными родами вообще полный разрыв шаблонов. И в этой ситуации она, в отличие от мужчин, пробудила в себе такие качества, которые могут говорить о ней как о сверхчеловеке, но это лишь пример того, что в нас действительно заложены невероятные возможности, раскрытие которых равно подвигу. Давид был поражён как её поступками, так и самообладанием. Женщина, которую он не воспринимал адекватно, совершила действия, которые выходят за грань его понимания, задала ему загадку, разрешить которую не в состоянии его синтетический разум. И это внутреннее напряжение, с одной стороны, обозначает рамки его мышления, а с другой стороны вызывают удивительную метаморфозу его кибернетической личности и желание выйти за установленные пределы и постичь новое.
Они оба, Элизабет и Давид прошли через разрушение собственного мира, но сокрушается ли бабочка, взмывая вверх, о теле гусеницы?

Высокоразвитая раса

А теперь коснусь того, что для большинства кажется наиболее интригующим. О высокоразвитой инопланетной расе создателей. Многим представляется непонятным начальная сцена фильма, но, строго говоря, кое-что просматривается и может дать объяснение происходящим процессам на Земле. Отношение к окончанию жизненного цикла у человечества в целом дремуче невежественно, поэтому смысл акта самопожертвования не всем ясен. Ключи ДНК являются реальными строительными блоками жизни, поэтому инженер (так в фильме названы инопланетяне) спокойно поступается своим телом и Жизнью, так как знает ради чего и на что он идёт.




Только смутными догадками можно предположить, как инженеры в последующем развивали изменённую форму жизни. Судя по барельефам, они создали и знали цикл развития ксеноморфов от примитивного к высокоразвитому виду. Причём этот вид обладает просто невероятным стремлением к выживанию, развитие которого протекает прямо таки реактивными темпами. Резонно предположено, что ксеноморфы – высокоразвитая форма биологического оружия, а экипаж Прометея оказался на планете, где был создан инкубатор по созданию ксеноморфов с последующей отправкой на нужные им планеты. Но Жизнь контролировать невозможно. Об этом великолепно было сказано в фильме "Парк юрского периода": "… жизнь найдёт путь…". И этот путь может сильно отличаться от того, на что рассчитывали инопланетные творцы.
В фильме инженера-создателя показательно поджидали две встречи со своими детищами. Сцена недолго общения уцелевших членов команды "Прометея" с т.н. создателем многое объясняет. Он считанные секунды любуется собственным творением и даже с некоторой долей любви поглаживает Давида по голове, но потом без сожаления уничтожает. У него отношение к людям не как к детям, а как к составным частям своего творческого процесса, можно сказать как к живым вещам. А потом ему предстояло увидеть другое творение, родившееся из чрева Элизабет, которое поразило его воображение, но оно же его и уничтожило в благих для себя целях.
Размышления на эту тему безграничны. А какими творцами мы себя видим? Чтобы мы создали? Каким бы был наш придуманный мир? Входило ли в намерения создателей-инженеров, чтобы сотворенные виды задавались вопросами бытия или тяга к познанию возникает помимо их желаний? Но можно утверждать следующее: Творение, созданное без любви и сострадания, понимающее свою ограниченность и ущербность существования, будет ненавидеть того, кто его создал и, возможно, желать отмщения. Можно по-разному понимать создание жизни, но ксеноморфы такие, какими их создали. Можно считать их ужасными, о чём свидетельствуют фильмы про чужих, но они борются за свое существование любым приемлемым для них способом.
Кстати, очень точно подметили сходство с барельефом в храме, где творец-инженер касается ксеноморфа, с фреской Микеланджело в Сикстинской капелле.






“Чтобы что-то создать, сначала нужно разрушить”

Во все времена возникало то, что являлось предвестником: знамения и послания, которые изменяли судьбу мира; появлялись люди, несшие новое Знание, производящие сдвиг сознания. Форма, в которую облекалось знание, была различной, но бывают творения, выходящие за рамки простого понимания, что даже художнику, композитору, поэту, скульптору не подвластно истинное понимание. Гораздо важнее то, что незримая духовная составляющая войдет в человеческие умы и посеет зерна Истины. Для меня фильм "Прометей" из этой категории. Мы находимся, как говорится, на сломе эпох, при полном переформатировании человеческой цивилизации, а готовность к переменам, которые могут казаться катастрофическими, у большинства практически никакая и фильмы, подобные "Прометею", готовят сознание людей к неизбежному. Многое, если не всё, может измениться для каждого из нас в любую минуту, но наша человеческая сущность сжимается от ожидания и страшится даже малого. Чтобы перестать быть "тварью дрожащей", следует решиться на личную революцию в глубинах своего сознания и быть готовым к любому повороту судьбы. Ветер перемен проснулся и изменит мир до неузнаваемости.
Соглашаться с написанным или нет? В любом случае, это просто частное мнение, не претендующее на объективность. И все же, перефразируя Давида, можно сказать: это зависит от того, на что вы надеялись, приступая к просмотру кинокартины. Сам же фильм, несмотря на внешне трагическое повествование, заканчивается замечательно: выжившие герои обретают новую надежду, рождается новая жизнь, но главное: он даёт невероятный импульс для познания и открывает новые горизонты.

Tags: репост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments