Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Массовые помешательства в истории -- одержимость, психозаражение или следствие смены веток?

Оригинал взят у digitall_angell в Массовые помешательства в истории -- одержимость, психозаражение или следствие смены веток?
Тысячи немцев приняли участие в Большой Национальной Социалистической встрече в Берлине. (AP Photo)Обычные люди не хотят насилия, лишений, боли, не хотят воевать с соседями, убивать. Так почему же история полна конфликтов и кто управляет толпой? Отличная подборка фактов на тему:

История человечества остается для нас загадкой. Нам известно бесконечное количество фактов, дат, цифр и имен; сей винегрет, да еще вкупе с различными интерпретациями событий, и называется историей. Однако причинно-следственные связи исторических событий, в первую очередь те, что надолго определяли векторы развития человечества, до сих пор являются предметом споров, т.е. остаются, по сути, не исследованными и тем более научно не доказанными.

Самыми большими загадками истории являются великие социальные потрясения. Почему народы России свергли самодержавие в 1917 г.? Катастрофы начала Первой Мировой войны к тому времени остались в прошлом, русские армии наступали в Галиции и в Закавказье, экономическая ситуация значительно улучшилась, тем не менее революционные настроения в столице нарастали с осени 1916 г. – «…По мнению некоторых исследователей, в Петрограде это походило на повальное безумие или «массовую истерию» (http://abelkiev.blogspot.ru/2013/01/2-1917_5468.html).

Collapse )

Список некоторых плохо объяснённых исторических и археологических фактов

Оригинал взят у digitall_angell в Список некоторых плохо объяснённых исторических и археологических фактов
Afficher l'image d'origineОригинал взят у ss69100 в Список некоторых плохообъяснённых исторических и археологических фактов
Оригинал (в сокр.) взят у yuri_shap2015 в Обобщение, мать учения

...Итак, как любой следователь проводит следственные действия на месте преступления? От общего к частному, от частного к общему…

Вначале собираются факты – следы, пули, кровища, рисунок на асфальте вокруг трупа, свидетели, отпечатки, генетический материал…. Затем проводятся лабораторные исследования, вычисляется траектория полета пули, определение вида оружия, возможные места откуда велась стрельба, мотивы, заинтересанты… и так далее.

Какие у нас есть факты?

1. Однотипная архитектура СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗДАНИЙ, по всему миру, известная как «античная», Европа, Россия, Китай, Индия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия.
Collapse )

Индустриально развитая цивилизация существует на Земле десятки тысяч лет

Автор: Павел Ульянов (wakeuphuman)

Знание умножает скорбь
Екклесиаст


Дорогие читатели, после прочтения этой статьи, вам, скорей всего, придется провести полную ревизию своих знаний, полученных в школе и высших учебных заведениях, как минимум по таким дисциплинам как - история, география, геология.

Итак, поехали. Показываю вам логическую цепочку моих рассуждений и умозаключений.
Мы имеем на сегодняшний день огромное количество артефактов, которые невозможно повторить сегодня в виду отстутствия технологий, оборудования и специалистов, и которые свидетельствуют, что 200 лет и ранее существовала на Земле глобальная цивилизация по сравнению с которой мы дети в песочнице. Несколько примеров:

Баболовская ванна. Гранит. Вес 48 тонн.



Продолжение тут:
http://iskatel.info/industrialno-razvitaya-czivilizacziya-sushhestvuet-na-zemle-desyatki-tyisyach-let.html

(no subject)

Групповое сознание - это что-то такое, что еще широко не понято. Оно чрезвычайно мощно и если вы не осторожны, оно нередко способно преодолевать индивидуальное сознание. Поэтому ты всегда должен прилагать усилия для формирования группового сознания везде, куда бы ты ни шел, что бы ты ни делал, если хочешь, чтобы твои самые глубокие ощущения жизни на этой планете пребывали в гармонии. Если ты находишься в группе, уровень сознания которой не является отражением твоего и если ты не в состоянии в данное время эффективно трансформировать это групповое сознание, то будет мудро покинуть эту группу, иначе группа поведет тебя. Она пойдет туда, куда она хочет идти, безотносительно к тому и не обращая внимания на то, куда хочешь идти ты.
Если ты не можешь найти группу, сознание которой соответствует твоему, тогда будь источником для себя одного. Другие, имеющие схожее сознание, будут притянуты к тебе.

Отдельные личности или малые группы должны оказывать влияние на многочисленные группы и, в конце концов, на всю группу в целом, состоящую из всех людей и которая является ВСЕМ человечеством, ибо тогда на вашей планете произойдут значительные перемены.
Ваш мир, и то состояние, в котором он находится, является отражением полного, всеобщего, комбинированного сознания, сложенного из сознания каждого, живущего в нем.
Как ты сможешь заметить после того, как оглядишься вокруг, тебе предстоит проделать большую работу. Но, ты начнешь ее, разумеется, не раньше того, как сам перестанешь быть довольным тем миром, каков он есть сейчас.
Удивительно, но большинство людей довольны. Вот почему мир не меняется.
Большинство людей довольны миром, в котором ценятся различия, а не сходство и подобие, а разногласия разрешаются путем конфликтов и войн.
Большинство людей довольны миром, в котором выживание уготовано лишь для сильнейших, где "прав" тот, у кого больше силы, где соперничество является востребованным и победа считается высшим благом.
Если такая система время от времени создает "неудачников", ну что ж, пусть так, но хорошо, пока ты не среди них.
Большинство людей довольны даже тем, что такая модель создает людей, которых подчас убивают лишь за то, что считают их "неправыми", она плодит голодных и опустившихся бездомных, являющихся "неудачниками", она создает притесняемых и эксплуатируемых, если те не являются "сильными".
Большинство людей идентифицирует "слабого", как что-то отличное от него. В частности, нетерпимыми являются не только религиозные различия, но также и многие социальные, экономические или культурные особенности.
Эксплуатация нижнего класса оценивается и воспринимается высшим классом с самодовольными нотками в голосе, в соответствии с критерием, насколько лучше стало их жертвам сейчас, чем было до эксплуатации. По этим меркам высший класс может игнорировать то, что со всеми следует обращаться справедливо, и, пренебрегая этим, продолжать получать грязную прибыль, вместо того, чтобы просто сделать эту ужасающую ситуацию хотя бы немного лучше.
Большинство людей смеются, когда кто-то предлагает им принять другую систему, отличную от существующей, говоря, что такая практика, как соперничество и убийство, когда "победитель забирает все", делает их цивилизацию великой! Большинство людей даже думают, что нет никакого другого естественного способа быть, и что подобное поведение отвечает природе человека, и что если действовать каким-то другим способом, то это поразит внутренний дух, ведущий человека к успеху. (Никто не задает вопрос, "К успеху в чем?") Истинно просветленному существу трудно понять, почему большинство людей на вашей планете верит в эту философию, и почему большинство людей не тревожит положение страдающих масс, притесняемых меньшинств, озлобленность нижнего класса или нужды для выживания кого-либо еще, кроме их самих и непосредственно их семей.
Большинство людей не видят, что они разрушают свою Землю - ту самую планету, которая дарует им Жизнь, потому что их деятельность направлена лишь на улучшение качества их собственной жизни. Поразительно, но они не смотрят достаточно далеко вперед с тем, чтобы понимать, что краткосрочные улучшения могут приводить к долговременным потерям, и очень часто приводят, и будут приводить впредь.
Групповое сознание угрожает большинству людей и сдерживает принятие такой концепции, как общее благо, принятие концепции переустройства общества в направлении создания однополярного мира, или принятие концепции о Боге, который существует в единстве со всем Своим творением, а не отделен от него.
Этот страх перед всем, что ведет к унификации и триумфу вашей планеты, создает Все Что Разделяет, все, что творит и умножает разделенность, дисгармонию, раздоры, и выставляет вас такими, что вы даже кажетесь не способными учиться на своем собственном опыте и продолжаете вести себя по-прежнему, с теми же результатами.
Неспособность ощущать страдание другого, как свое собственное, является тем, что позволяет этому страданию продолжаться.
Разделенность порождает безразличие, ложное превосходство. Единство же рождает сочувствие, подлинное равенство.
События, которые происходят на вашей планете, и которые регулярно происходили в течение 3,000 лет, являются, как Я сказал, отражением Коллективного Сознания "вашей группы", всей группы людей на вашей планете в целом.
Этот уровень сознания наиболее точно можно охарактеризовать как примитивный.

-Хммм. Да. Но мы, кажется, отклонились здесь от начального вопроса.
Не совсем. Ты спрашивал о Гитлере. Опыт Гитлера стал возможным как результат группового сознания. Многие хотят сказать, что Гитлер манипулировал группой (в данном случае - своих сограждан) при помощи хитрости и мастерства риторики. Но это удобный ход - взвалить всю вину на Гитлера, который был в точности таким, каким его хотели видеть массы людей.
Гитлер не мог бы сделать ничего подобного без сотрудничества и поддержки, без желания миллионов людей повиноваться. Подгруппа, которая именовала себя Немцами, должна взвалить на себя невероятно тяжелую ношу ответственности за Истребление, за Холокост. И как, в сущности, и должно быть по справедливости, то ответственность за это должна разделить с ними еще более многочисленная группа существ, именуемых Людьми, которая даже если и не сделала больше ничего, кроме того, что позволила себе быть равнодушной и апатичной к страдающим в Германии до той поры, когда это достигло такой массовости и размаха, что даже самый хладнокровный изоляционист не мог более игнорировать это.
Видишь, это было коллективное сознание, обеспечившее плодородную почву для роста Нацистского движения. Гитлер воспользовался моментом, но не он создал его.
Важно усвоить урок. Групповое сознание, которое постоянно говорит об отделении и превосходстве, ведет к утрате сочувствия в массовом масштабе, а утрата сочувствия неизбежно приводит к потере сознания. Коллективная концепция, укорененная в строгом национализме, игнорирует бедственное положение других, и делает кого-то еще ответственным за то, что делаете вы, оправдывая тем самым необходимость возмездия, потребность в "чистке" и неизбежность войны.
Аусшвиц для Наци был решением, попыткой "разрешить" "Еврейскую Проблему".
Ужас Опыта Гитлера был не в том, что он совершил преступление в отношении человеческой расы, а в том, что человеческая раса позволила ему делать это.
___________

На протяжении всей истории вы имели замечательных учителей, каждый из которых представлял собой экстраординарную возможность вспомнить Кто Ты На Самом Деле Есть. Эти учителя показали вам высший и низший человеческий потенциал.
Они представляли собой яркие, захватывающие дух примеры того, что значит быть человеком, примеры того, куда каждый может дойти в своих ощущениях, и куда многие из вас могут и будут идти с дарованным вам сознанием. Вот что следует помнить: Сознание - это все. Оно создает твои ощущения. Групповое сознание невероятно мощно, ибо оно создает результат неописуемой красоты или уродства. Выбор всегда за тобой.
Если ты не доволен уровнем сознания своей группы, стремись изменить его.
Лучший способ изменить сознание других - изменить свое. Показать это на своем примере.
Если твоего примера недостаточно, сформируй свою собственную группу - тебе самому нужно быть источником сознания, которое ты хочешь, чтобы другие имели и ощущали.
Они будут иметь его - когда ты имеешь.
Они будут ощущать его - когда ты ощущаешь.
Всё это начинается с тебя. Всё. Всё. Всё.
Ты хочешь изменить мир? Измени свой собственный мир.
___________

Гитлер не был послан вам. Гитлер был создан вами. Он возник из вашего Коллективного Сознания и не мог существовать без него. В этом и есть урок.
Сознание разделенности, изоляции, превосходства, "мы" против "них", "мы" и "они" - вот что создает Опыт Гитлера.
Сознание Божественного Братства, Единства, Единого Целого, "нашего" вместо "вашего" или "моего" - вот что создает Опыт Христа.
Когда боль - "наша", а не только "ваша", когда радость - "наша", а не только "моя", когда ощущение полноценной жизни является Нашим, тогда это истинное ощущение Полной Жизни.
Беседы с Богом. Нил Доналд Уолш.

Легенда о Камне



Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую.
Сокровище в ней - дар Ориона.
Пламя Носящий, помни Лоб Нор и раскинь шатры. Куку-Нор - конь спешит.

И в Храме Иудеи не остался "Огонь Носящий". И спас едва Пасседван. Ушел из развалин Китая.
Не тянись, Лунь, к Камню. Он сам придет, если дождешься.

Но лукавство Храма служителей похитило Сокровище у Повелителя Индии, чтоб вознести в чужую страну.
Пусть гора Гордости недолго Камень укрыла. Пусть величается город Камня, но путь Сокровища намечен.
Пора Камню вернуться домой.
Когда пламя над чашей кольцом совьется, тогда близко время Мое.

На Ланке лежит Камень. Захоронен за измену Раваны. Отойдет через море.

За ним, как хвост кометы, счастье еще блестит, но недолго.
Пусть сто ступеней Китая привет пошлют "Огонь Носящему". Но Пасседван Камень уносит, и пески передали Огонь воителю наезднику Тимуру. Подошел Великий к Янтарной стене, покрыл знаменами поле.
"Пусть Камень лежит во Храме, пока вернусь".

Но жизнь чудо привела внуку. Путь Камня лег на Запад.

Под землею собираются отцы духовные естество Камня испытывать. Почему, когда Камень темен, тогда тучи заходят? Когда Камень тяжел, кровь проливается. Когда звезда над Камнем, тогда удача. Когда трещит Камень, тогда враг идет. Когда снится огонь над Камнем, тогда мир содрогается. Когда Камень покоится - шагай смело. Но вином Камня не облей, кури над Камнем лишь кедровую смолу. Носи Камень в костяной коробке.

Как к жару и как ко льду привыкнуть надо, так надо привыкнуть и к излучению Камня. Каждый, Камень Носящий, должен тихо пожить с ним. Дурман лучей невидим, но жар тайный сильнее радия. Елей льется невидимый. Явно же Камень покоится на ткани родины своей.

У дыхания степей и у хрустальных звонов гор дух Камня указует путь знамени. Водит чудо народ - лучей Ориона. У длинных Ютсаков и Каракорум Нор. Учителю надо повести коней. У Уюб Нор. Явление Ожидается.

Жреческое сознание всех времен готовило людей к принятию достойному Сокровища. Законы мудрости давно указали срок, когда затмение двойное и когда погружение святынь в волны ознаменует появление новое Камня. Будем молитвенно ждать наш жребий.
Уезжай, Камень, за море, дай птице донести весть в ухо - Камень едет.
Темною ночью в темной одежде неслышно подходит гонец узнать, как ждут они? У поворота, за углом ждет ручной зверь, носом поводит лапу тянет, послан врагом. Кто копошится за лестницей, какие мухи налетели, откуда вихрь летит? Но иду крепко, держу Камень прочно, учу молитву: "Не покинь, Владыка, потому собрал я силы мои, не покинь, ибо к Тебе иду!"

На горе Арарат лежит горюч Камень. Новгородский богатырь разбился о Камень, ибо не верил. Воля Новгорода указывала на владение Сокровищем, но неверие заслонило возможность чуда.

Лучшее напоминание о мощи Камня положено в змеином камне. След мудрости владения. Последователь ночи пытался показать присвоение Камня, но Сокровище всегда было светлым признаком. Лукавые владыки не надолго владели Камнем, не зная, что лишь устремление к добру покоряет огонь Камня.

Уроил Зена, дух воздуха, принес царю Соломону Камень. Воскликнул дух на чуткое ухо: "Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!" "Добро", - сказал царь и отнес Камень во храм. Однако нашло мышление сохранить часть Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина златоковача и указал отбить часть Камня, и взять чистого серебра, и сковать перстень, и начертать на Камне чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не расстаться с Сокровищем. Но дух сказал: "Негодно ты нарушил Высшее Естество. Труднее будет владеть Камнем сынам Человеческим, и только те, кто с тобою, могут повернуть Камень к добру". Созвездием укажу путь Камня.
Уехал посол к хану Тамерлану, не легко лежит Камень в Отакуе. Надо послать стражу трех знамен. Едут на верблюдах люди, пыль столбом закрывает солнце. Погода людей покрыла - без конца идут. И каюки повернули коней к дому. Ночью кто убережет Камень? Пустыня увела чужих людей, и камень ушел с ними на полдень. Удумай, хан, как догнать Камень в годных путях! Грусть пошла, хворость, даже конь оступается. К годным ездокам является дух явленный; "Не ищите, только время покажет путь". Каждый улус по своему поет о камне.
Отец Сульпиций имел видение: Белый облачный столб придвинулся и Голос раздался: "Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком "М". Явлением будет ясно, когда Я произнесу - путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено, те соберутся. Сие свидетельствую тем часом, что Камень подобен сердцу человеческому и в нем заключен кристалл сияющий!" После тех изречений столб распался синими искрами, повергнув отца Сульпиция в беспримерное дрожание. Так замечательно, что Камень, прибывший с Востока, имеет форму расплющенного плода или сердца, удлиненной формы. На ковчеге найдены сказанные буквы, значение их неизвестно.

Курновуу, Правитель, золотом покрытый, получил от Тацлавуу Камень темный, который заключал кристалл жизни. И Правитель носил тот Камень поверх золота.
Из книги Тристана, названного Лунем. "Когда Сын Солнца сошел на землю научить народы, с неба упал щит, который носил силу мира. Посреди щита, между тремя отличными пятнами, выступали серебряные знаки, предвещавшие события под лучом Солнца. Явление неожиданной тьмы на Солнце повергло в отчаяние Сына Солнца, и он выронил и разбил щит, ибо созвездие было враждебно. Но сила осталась на обломке середины, там касался луч Солнца. Говорят, царь Соломон вынул внутреннюю часть Камня для перстня. Сказание наших жрецов также говорит о разбитом щите Солнца. Злейшая ошибка отрицать Камень. Поистине, я видел его - осколок щита мира! Помню величину его, длиною с мой пятый палец, серый отблеск, как сухой плод. Даже знаки помню, но не понял их. Положительно - я видел Камень и найду его. Говорят, Камень сам приходит, взять его нельзя. Если так, я дождусь Камня. Ради него иду в пустыню до конца жизни. "Помни, Лунь, - ты решил дождаться".

Когда у Повелителя Индии пропал Камень, жена сказала: "Найдем его опять. Удалый просит лук, птицу сам достанет".
Когда Император Китая владел Сокровищем Солнца, он построил для него храм из бирюзы цвета чистого неба. Когда же маленькие принцы с невестою заглянули в дверь слишком долго, Император сказал: "Лиса вас ведет, чуете Радость Мира".

Железная корона Лангобардов - тоже воспоминание о Камне. Недолго гостил Камень около горы Гордости. Много послов с Востока. Уносят верблюды Камень в Тибет. По пустыне несут, и с ним новую силу.

И последний полет на Запад осветил царство небывалое неудачного единения народов Запада. На каждом луче Востока уже ищут Камень. Время настает, сроки исполнятся. Рок сужденный записан, когда с Запада добровольно Камень придет. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!

Новая Страна пойдет навстречу Семи Звездам под знаком Трех Звезд, пославших Камень миру. Сокровище готово, и враг не возьмет золотом покрытый щит!
Ждите Камень!


http://frizia.agni-age.net/k_serdze.htm

Былинная Печора, былинный Космос (часть 3)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 3)
    (продолжение, см. части 1, 2)
      
  Былинная астрономия
[Spoiler (click to open)]      
        Исторические и мифологические концепции былиноведения долго боролись между собой, аки богатырь с преюдалой поляницей, и не сочетались. Но время сочетания потихоньку настало, и как опыт синтеза родилась не раз упомянутая книга Л.Р. Прозорова «Русские богатыри». Думается, стоит продолжать и развивать этот процесс синтеза. И катализатором тому послужит метод, обнародованный давным-давно – сорок лет и четыре года тому назад.

        Я имею в виду вышедшее в 1969 году исследование Джорджио де Сантильяны и Герты фон Дехенд «Мельница Гамлета. Эссе, исследующее истоки человеческого знания и его передачу через миф» (Giorgio de Santillana, Hertha von Dechend «Hamlet's Mill. An Essay Investigating the Origins of Human Knowledge and Its Transmission Through Myth»).

            Удивительно, но культовая книга по сей день не издана на русском языке! Перевод делается исключительно энтузиастами (translatinghamletsmill.blogspot.com, http://translatedby.com/you/hamlet-s-mill-an-essay-investigating-the-origins-of-human-knowledge-and-its-transmission-through-myt/into-ru/trans/). Три четверти уже переведено, оставшееся можно читать на английском или в «гоблинском» переводе автопереводчика. Но, глядишь, к своему 45-летию книга таки будет переведена на русский. А там, может, и какое-нибудь издательство решится её издать.

        Впрочем, и за морем судьба книги была непроста: исследование не было опровергнуто, оно было просто проигнорировано. Но всё же у Сантильяны с Дехенд появились последователи, использующие их метод или ссылающиеся на них. И многие из этих авторов переведены на русский язык – через них мы и узнали о «Мельнице Гамлета». Поскребя по сусекам, нашёл дома 4 книги, в той или иной степени опирающиеся на «Мельницу»:

            1) Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций (Hancock G. Fingerprints of the Gods/ A Quest for the Beginning and the End). М.: Вече, 1998;

        2) Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта (Bauval R., Gilbert A. The Orion Mystery. Unlocking the Secrets of the Pyramids). М.: Вече, 1998;

        3) Джилберт Э. Тайны волхвов. В поисках предания веков (Gilbert A.G. Magi. The Quest for a Secret Tradition). М.: Вече, 1998;

        4) Салливан У. Тайны инков. Мифология, астрономия и война со временем (Sullivan W. The Secret of the Incas. Myth, Astronomy, and the War against Time). М.: Вече, 1998.

        И это наверняка не весь список того, что издано по мотивам «Мельницы Гамлета» на русском языке. В общем, русскому читателю концепция Сантильяны и Дехенд доступна – даже несмотря на то, что их книга у нас не издана.

        Поэтому обозначу лишь основное в их открытии: мифы – это не совсем то, чем их обычно считают. Мифология – это особый иносказательный технический язык, служащий для увязывания важных земных событий с небесными (астрономическими) явлениями по принципу «как на Небе, так и на Земле» и передачи сведений о них потомкам в компактной, удобной для запоминания форме. Сантильяна и Дехенд нашли ключ к пониманию этого языка мифов.

        Вот, допустим, в некотором созвездии, в некоторой части неба сближаются планеты Юпитер и Сатурн, а в это время на Земле происходят значимые события – скажем, столкновение двух сил. Ведун на память будущим поколениям составляет миф или сказку, где одну из сторон соотносит с Юпитером, другую с Сатурном – и обыгрывает это в образах героев. Поскольку каждая планета уже соотносится с образом того или иного Божества (или Божеств), то герой неизбежно приобретает определённые черты этого Божества.

        Эта практика объясняет парадоксальный факт – что не только положительный, но даже и отрицательный герой наделяется чертами планетарного Божества (так, забегая вперёд, отмечу, что признаки соотнесения с планетой Юпитер есть не только у «своих» – Добрыни и Дюка, но и у злодея Сокольника). Соотносясь в мифе с космическими образами, герой сохраняет и свой исторический прототип: таким образом, древние волхвы – составители мифов были первыми, кто «соединил историческую школу с мифологической».

        Поскольку в мифе зашифровано положение планет и других космических объектов при том или ином событии, расшифровка помогает установить, когда именно произошло это событие. Для этого исследователи определяют момент, когда на небе было описанное положение небесных тел: раньше только с помощью планетария, потом – с помощью компьютерных программ. Эти опыты хорошо описаны Джилбертом, а особенно Салливаном. Разумеется, не все мифы посвящены историческим и другим общественным событиям – в мифологии есть и более глобальные, космологические мотивы, вечные темы. Естественно, расшифровка мифов от этого не становится менее увлекательным занятием.

        Здесь мой словесный поток может быть оборван весомым аргументом из введения к «Своду», который можно выразить словами: «мифы – это осо́бь статья, эпос – осо́бь статья». Мол, говоришь про мифы, а при чём тут былины? Однако открытие Сантильяны и Дехенд базируется не только на мифах, но во многом и на эпосе – где используется тот же самый кодовый язык, что и в мифах.

        Исследование «Мельница Гамлета» опирается в основном на эпос и мифы скандо-германских народов, античных Греции и Рима, Индии и Ирана, Ближнего Востока, полинезийцев да на карело-финскую «Калевалу». И повсюду выявлен схожий технический язык мифологии. Изначально, в соответствии с представлениями того века, идея была в том, что он возник где-нибудь на Ближнем Востоке и распространялся в «полосе высокой культуры». Но потом выяснилось, что кодовый язык – поистине всемирный, ибо обнаружен даже у диких отдалённых племён, и его возникновение следует отнести в глубокую доисторическую древность.

        При этом в мифах, как оказалось, отражены на удивление глубокие знания о Вселенной. Так за тысячелетия до Гиппарха люди знали о прецессии равноденствий. Они имели понятие об эклиптике, саросе, полушариях небесной сферы, даже о форме Галактики, производили точные измерения и рассчитали длительность прецессионного цикла точнее, чем античные астрономы. Может, эти знания и способ их кодирования мифом унаследованы от древней высокоразвитой цивилизации, а может, получены свыше, в шаманском опыте – сейчас можно только гадать. Но после знакомства с исследованиями школы Сантильяны и Дехенд уже не сомневаешься, что древние знали и такие «мелочи» как кольца Сатурна и спутники Юпитера.

        Русские читатели «Мельницы» и позднейших книг на ту же тему наверняка думают: «Какой замечательный праздник, но в нём явно не хватает нас!» Ведь в «Мельнице» русский фольклор упомянут, если не ошибаюсь, лишь единожды: когда предполагается связь богатыря Колывановича с Калевой – но это упоминание, замечу, касается именно такой части русского фольклора как былевой эпос – былины.

        Обычно исследования связи мифа с астрономией я называю астромифологией или мифоастрономией. Но если знатоки уверяют, что эпос – это вовсе не мифология, то для выявления астрономических реалий в былевом эпосе, наверно, стоит ввести термин былевая эпическая астрономия или былинная астрономия, а то и звездочётное былиноведение.

        Как бы оно ни называлось, это направление стоит развивать. Может, когда-нибудь дойдёт дело и до исследования дат былинных событий в планетариях и компьютерных программах звёздного неба. Нужно всего лишь, чтобы сошлись в одной точке патриотизм, любовь к астрономии и знание культурного наследия нашего народа.

        Может, исследования уже вовсю развиваются, а я не слышал? Если всё же в России, Беларуси или Украине где-то втихаря вышла «Мельница Гамлета», либо какие-то не упомянутые здесь труды по русской астромифологии, прошу, читатель, рассказать об этом в комментариях. А я расскажу немного о том, что ещё встречал на эту тему и что сам нашёл астромифологического в русской традиции.
       
        Мельница Бабы Яги и громовое колесо Перуна
      
        Однажды неизвестный фольклористам и мифологам блогер B-29 (он же – «Blogbuster») задумался: а почему избушка Бабы Яги не просто стоит на курьих ножках, но ещё и повёртывается? И обнаружил: единственное на Руси строение, которое не просто стоит на курьей ноге (столбике), но ещё и повёртывается – это ветряная мельница типа столбовка. Вот тут мельница установлена на клети:

      
        image001
 
      
        А можно установить её на столб – курью ногу – и получится мельница-столбовка, она же – избушка бабы Яги! Вот и фольклор иногда прямым текстом подсказывает: «Шел-шел, ни близко, ни далеко, ни низко, ни высоко, видит, опять стоит избушка на веретенной пятке; вертится кругом, что мельница». Баба Яга обычно лежит или сидит в ней, упираясь носом в один угол, пяткой – в другой: избушка-то и вправду маленькая. Для Яги как хозяйки мельницы логично и владение ступой. Об избушке-мельнице B-29 поведал в статье «Генезис избушки на курьих ножках» в 2006 году.

        Опираясь на находки B-29, блогер Станислав Каменев (вполне возможно, тоже неизвестный фольклористам и мифологам) написал статью «Вращающийся Дворец и Мельница. Символизм и метафизика вращения», где обратил внимание, что таким же «вертлявым» является сказочный дворец змея. Причём, когда змей подлетает, дворец начинает дрожать и вертеться – из чего выходит, что змей может олицетворять ветер, раздувающий лопасти мельницы.

        Затем в 2007 году B‑29 читает, в свою очередь, статью Каменева и рождает новые мысли: тут-то он и вспоминает «Мельницу Гамлета». Мельница по Сантильяне и Дехенд – символ космического коловращения, перемалывающего миры-эпохи, и один из ключевых объектов прецессионных мифов.

        Изначально, видимо, разумелась ручная мельница, но когда появились столбовки – мифология адаптировала и их. Тогда Баба Яга как хозяйка мельницы имеет поистине космическое значение! К этому B‑29 замечает, что Яга в сказках «прядёт куделю», она – пряха, в связи с чем стоит вспомнить предлагавшееся мифологами сопоставление её с Макошью – Богиней, прядущей нити судьбы.

        Вот так сказки смыкаются с высшей мифологией. Впрочем, Баба Яга есть ещё и в старинных заговорах. И во всех этих жанрах есть солидный космологический пласт, в том числе астрономический, а в нём – такой удивительный мотив как прецессия. Причём, это проявляется в русском фольклоре буквально на каждом шагу – стоит только начать изучать. Вот сказочный богатырь Усыня в одном из вариантов «на усах мельницу держит» – уже сама фраза как-то цепляет внимание… Ну а что же былинные богатыри? Неужели в стороне от прецессионных событий останутся? «Да то не честь-хвала молодецкая»! Особенно, если вес палицы выражается в астрономических числах…

        Кроме того, покровитель дружины Перун вполне добросовестно участвует в коловращении, недаром его символ – громовое колесо, которое считается оберегом от грозы. Вид у этого колеса вполне космологический, календарный – как показывает вот это фото из классического труда Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян»:

      
        image003

      
        Почему колесо зовётся громовым? Полагаю, здесь «ноги растут» от громыхания Вселенской Мельницы. Как выяснили Сантильяна и Дехенд, Божеству планеты Юпитер в мировой мифологии «поручено» следить за временем – за вращением «мировой мельницы», помогая в этом Божеству планеты Сатурн (и по совместительству – Божеству времени). Это связано с таким способом определения времени древними астрономами, как наблюдение сближений Юпитера с Сатурном.

        Вот и славянский Юпитер – Перун – по одной из легенд летает на мельничном жернове. А ещё он имеет палицу или каменный топор (по сути – молот) и метает молнии. И всё это родственные слова: мельница, молот, молния. Кстати, у инков хозяин мельницы (кон или туна) и повелитель времени Кон-Тики Тунапа Виракоча – тоже метает молнии. А скандинавский метатель молний Тор имеет молот со звучным для русского человека именем Мьёльнир. Но главное, что в русской мифологии тоже есть ключевой предмет прецессионных мифов – мельница!
      
        Астрономические числа
      
        Конечно, само по себе наличие мельницы позволяет только предположить, что миф описывает прецессию, а подтвердить это предположение могут приводимые в мифе числа. Ведь астрономия – наука точная, и любит точные числа. Разумеется, в мифе числа не точные, округлённые, предназначенные для лёгкого запоминания. Тем не менее, с этими приблизительными числами миф передаёт параметры цикла прецессии точнее, чем астрономы античности. Вот классический пример Сантильяны и Дехенд из скандинавской мифологии:
      
        В стенах Валгаллы есть дверей 500
        И 40 к ним ещё, я полагаю.
        Из каждой двери выйдет 800
        Бойцов, на битву с Волком поспешая.
      
        Считаем: (500 + 40) × 800 = 432000. Число вроде бы ни о чём не говорит, но 4320 лет – это продолжительность двух «прецессионных месяцев» или 1/6 принятой в мифах длительности «прецессионного года» – 25920 лет (кстати, спицы громового колеса делят круг – «прецессионный год» – как раз на 6 частей). В прецессионных мифах используются числа, кратные: 432, 216, 108, 72, 36 – а также произвольные деления и умножения их на 10, 100, 1000 и так далее – как в вышеприведённом примере. Примерно за 72 года происходит прецессионный сдвиг на 1°. 360° × 72 года = 25920 лет. 72 года – это «прецессионный день». 30 таких дней дают «прецессионный месяц»: 72 × 30 = 2160 лет. 12 таких «месяцев» дают «прецессионный год»: 2160 × 12 = 25920 лет. Таким образом, «прецессионный год» состоит из 360 «прецессионных суток» (30 × 12).

        Близким к числу 360 является и среднее число суток в обычном солнечном году – 365,25. Египтяне долгое время использовали календарь с годом из 360 дней: возможно, вовсе не из-за того, что не могли определить истинную длину года, а потому, что хотели выразить всё в простых красивых числах, одинаковых и для «прецессионного года», и для обычного: 30 дней × 12 месяцев = 360 дней. Отсюда и деление окружности на 360°.

        Вообще для описания различных астрономических феноменов в мифах нередко используются одни и те же числа. Вот число 30 – это не только количество дней в месяце, но и округлённый (для удобства – вверх) период обращения Сатурна в годах, что уже упоминалось выше в связи с Ильёй Муромцем. А 12 – не только число месяцев в году, но и округлённый период обращения Юпитера в годах.

        С чего бы это предки интересовались периодами обращения планет? Оказывается, циклы планет связаны с ритмами солнечной активности, а те, в свою очередь, непосредственно влияют на природные ритмы, на хозяйство, здоровье и общественную активность людей. Древние и не столь древние предки довольно успешно отслеживали эти взаимосвязи. Таким образом, астрология тоже имеет рациональный исток, который лежит в русле феноменов гелиобиологии. Подробнее об этом – в книге Б.М. Владимирского и Н.А. Темурьянц «Влияние солнечной активности на биосферу-ноосферу (Гелиобиология от А.Л. Чижевского до наших дней)» (М.: Издательство МНЭПУ, 2000, с. 290 – 335).

        С обращением Юпитера – самой крупной планеты – увязан и основной 12-летний солнечный ритм. Его существенное влияние на природу и хозяйство вызвало появление 12-летнего календаря животных, используемого от скифских степей и до Дальнего Востока. 12 лет – это 1/6 «прецессионного дня». Но 12-летние периоды собраны по 5 в 60-летия – и это тоже оказывается очень мудро, ибо в 60 лет хорошо укладываются и 5 оборотов Юпитера, и 2 оборота Сатурна (кстати, 60 лет – это 1/36 «прецессионного месяца» и 1/432 «прецессионного года»).

        Но это ещё не всё: для расчётов длительных промежутков времени древними астрономами использовались сближения Юпитера с Сатурном, происходящие с периодичностью чуть менее 20 лет. Таким образом, в 60 лет укладываются 3 таких периода. Явление сближений Юпитера и Сатурна заинтересовало Иоганна Кеплера, который отобразил его на следующем рисунке:
         
    image005

   
        Место сближения каждый раз сдвигается примерно на треть окружности – получается нечто вроде треугольника, но поскольку сдвиг чуть меньше, чем треть – «треугольник» как бы движется, и через 40 (запомним и это число!) сближений Юпитер и Сатурн вновь встречаются на том же месте. Для 40 сближений требуется 794 1/3 года, а чтобы условно взятый «треугольник» совершил оборот и встал теми же углами на то же место – время в 3 раза большее – 2383 года (120 сближений), что близко к длительности «прецессионного месяца». А чтобы ещё приблизиться к нему, нужно взять 108 сближений (получится примерно 2145 лет) или 109 сближений (примерно 2165 лет). Если интервал сближений округлить, то 20 лет × 108 = 2160 лет – искомый «месяц». Опять же 108 – одно из «дежурных» прецессионных чисел в древней традиции. Наверно, неспроста в Японии на Новый Год 108 раз ударяют в колокол.

        Между прочим, 108 лет – возможно, реально действующий ритм в истории. И.А. Александров в книге «Космический феномен человека: человек в антропном мире» (М.: АГАР, 1999, с. 272 – 273) пишет: «Поскольку исторические события развертываются в системе двух  последовательно соединенных космических аттракторов, каждый из которых состоит из двух пентадных структур, время прохождения одного исторического цикла за период платоновского месяца будет равно 108 годам (2160 : 20 = 108), а время элементарного исторического ритма будет фиксироваться 9-тью внутренними связями в структуре космологического аттрактора и составит 12 лет (108 : 9 = 12). Отметим также, что число 108 в нумерологии называют постоянной Универсума и получают при перемножении всех чисел пирамиды Универсума». В общем, автор увязывает 108-летний ритм с прецессией равноденствий и применяет его потом для периодизации истории Руси – России.

        Интересно, что авторы теории геокристалла тоже раскладывают нашу историю на 108-летние периоды, при этом годы их начала и окончания отличаются от приведённых Александровым (Земля – большой кристалл? По материалам исследований Н.Ф. Гончарова, В.А. Макарова, В.С. Морозова / автор-составитель К.А. Лачугин. М.: Захаров, 2005, с. 146 – 157).

        Это настойчивое повторение 108 лет побудило меня как-то раскидать усреднённый гумилевский цикл этногенеза на 12 отрезков по 108 лет. 108 лет × 12 = 1296 лет или 1/20 «прецессионного года» (почему фигурирует 1/20 – думается, объяснил Александров, хотя я, по правде, и не вполне вник). Если периоды сгруппировать по 2, получатся отрезки в 216 лет, условно говоря – «фазы» (впрочем, отличные по срокам от фаз этногенеза, предложенных Л.Н. Гумилёвым), которые прекрасно сопоставляются стихиям восточной (и не только) натурфилософии: зерно, ветер (дерево, трава, эфир), огонь, земля, металл (воздух, камень), вода. По сути процесс этногенеза отлично описывается этой древней метафизикой стихий. Но в то же время он соотносится с прецессией. Думаю, всё же неспроста – не только для тренировки ума древние отслеживали её.

        Цикл 40 сближений Юпитера и Сатурна в 794 1/3 года тоже «всплывает» там и сям. Например, начало календарной эры Скалигера в 4713 г. до н.э. почему-то ровно на 1 такой цикл отличается от принятой в Ромее и на Руси эры «от сотворения мира» – 5508 г. до н.э. Вот любопытно, «новые хронологи» как-то обыгрывают сей факт? А обычные хронологи – как-то его объясняют? А вот ещё пример: индийская эра Калиюги (3102 г. до н.э.) на 4 цикла Юпитера-Сатурна отстоит от эры Сака (78 г. н.э.), применявшейся в разных районах Индии, преимущественно на юге, и положенной в основу единого индийского календаря, принятого в 1957 году. Других таких примечательных совпадений мне не попалось, а эти я выудил, взяв даты эр из книги С.И. Селешникова «История календаря и хронология» (М.: Наука, 1977, с. 141-142, 200-201).

        В общем, запомним эти числа, дабы знать что к чему, если они встретятся в русской традиции.
               
        (продолжение следует)

Былинная Печора, былинный Космос (часть 2)

Оригинал взят у korkonnik в Былинная Печора, былинный Космос (часть 2)
       
         (продолжение, см. часть 1)
 
[Spoiler (click to open)]          Илья Муравленин, трава-мурава и планета Сатурн
       
         На мысль навела статья Льва Прозорова «“Илья” Муровленин – русский хтонический герой» (http://smelding.livejournal.com/140854.html), где он рассматривает мифологическую сторону образа Ильи (в отличие от «Русских богатырей», где выявляется в основном историческая сторона), обращая внимание на его «хтоничность» и «подземность». В дополнение к описанным в статье хтоническим чертам Ильи можно добавить следующее.

         Для начала рассмотрим в мифологическом ключе прозвище богатыря. Не позднее географическое – Муромец, а исходное непонятное – Муравленин… Оно, вроде бы, забыто, но кое-какие следы его употребления остались: «Ай когда сидел старой на печке на муравленке» (№44), «Тридцать лет лежал на пецки на муравленки» (№48). Муравленин лежал на печке муравленке: уже тепло. Но ещё оказывается, муравленый – от мурава (то есть трава), как зелёный – от зелье (тоже трава). То есть, Муравленин – получается «однофамилец» фольклориста Д.К. Зеленина. И силы набирается от зелена вина, принесённого для калик из погребов, из-под земли. Илья, хоть и старый, но почему-то зелёный, травяной: явно связан с землёй. И коня своего иногда ругает «травяным мешком». Конь тоже, получается травяной.

         И если сам Илья подолгу сидит в погребах, то и конь у Ильи тоже какой-то подземный – стоит в подвале или в погребе под плитой чугунной.
       
         Отмыкала она всё подвалы великие,
         Выносила она сбрую лошадиную,
         Выводила она его коня до́брого. (№42)
       
         Отвечат отец Ильи Муромцу:
         «Есть у меня сивушко-бурушко,
         На семи стоит цепях и на семи замках,
         Навалена на ём плита чугунная,
         Плитой овладашь — и конём будешь влада́ть». (№47)
       
         Подробнее – в прозаическом пересказе:
       
         Тогда дали ему благословления отец с мати. Сказал ему отец: «Иди на конюшен двор. Там есть глубок погреб, накрыт плитой железной. Эту плиту соймёшь, там есь конь добрый, этим конём завладашь». Пошел он на конюшен двор, снял он плиту железну, аки перо (показалось она ему лехкой). Тогда за́ржал в погребу конь и выскочил вон из погреба. Тогда старо́й схватил его за гриву. Хвост-грива была у его белая (долго стоял, верно, побелел). (№45)
       
         Конь побелел – значит, старый, как и сам «старый казак» Илья Муромец. Седой богатырь на седом коне. Вспомним, как его сыну Сокольнику наказывала мать:
       
         Ты когды поедешь по чисту полю,
         Ты увидишь когда старого седатого,
         Не доедиши старо́му, с коня ставай,
         Кланяйся старо́му понизёшинько… (№74)
       
         Отличительная черта Муромца – он всегда старый, даже как только выехал тридцатилетним в Киев: «Кабы стал ноньце старой тут отправлятисе» (№41).

         Обращает на себя внимание связанное с Муравленином число 30. Тридцать лет сидит он на печи. Тридцать лет родители чистили поле: «Отец-мать тридцать лет поле рознимали, а он в три часа поле очистил, старо́й козак Илья Муромец, ихнее дети́ще» (№43). Тридцать лет стояла неезжена да нехожена дороженька, по которой он в Киев поехал. Только приезжает в Киев и тут – нате, сажают в погреба на 30 лет (№57), где княгиня «а кормила-поила его тридцать лет» (№100). Князь Владимир не знает и сомневается, что Илья там жив:
       
         «Как ты преж будто дельнё што ле баяла,
         А уж ныньце сочиняшь таку безделичу:
         Уж и много продолжалось да поры-времени,
         Уж прошло-де топере ровно тридцеть лет,
         А какой уж ныньце живой да есь стар казак?» (№100)
       
         У ряда других богатырей «цикл» 12 лет, а у Ильи – 30, что наводит на астромифологические размышления. 30 лет – да это ж оборот Сатурна! 29,4 года по астрономическим измерениям. А с Сатурном обычно связываются хтонические Божества и герои – тот же индийский Яма, например. А римский Сатурн ещё и связан с растительностью – вспомним «травяное» прозвище Муравленина. И всегда это старые Божества, измерители времени – вот и Муравленин с конём – старые, седые. Илья «бел, как куропат» (№57). Может, конь символизирует кольца Сатурна?

         Могли ли знать создатели эпоса (до изобретения трубочек подзорных) о кольцах? О, это отдельная тема, как и вся астромифология, содержащаяся в эпосе. Это, пожалуй, оставим на потом – вкупе со спутниками Юпитера, да с 12 и 30-летними циклами. Всему своё время.

         Возможно, в сюжете о встрече Ильи с Сокольником кольца отразились как оберег (в архаичном варианте со средней Мезени), спасший Илью от копья Сокольника. Позже оберег преобразуется в чудный крест, который, впрочем, сохраняет исполинские размеры, иногда сопоставимые с габаритами самого богатыря (как кольцо у Сатурна). Мне понравился вариант с совсем уж эпическими размерами креста:
       
         Схватил Сокольник копье вострое,
         Ткнул старому во белы груди.
         По великому старого по счастьицу
         Попало старому в чуден крест,
         Толшчина креста – аршин была,
         Долина креста – коса сажень,
         Зашло копье да до полу-креста. (№75)
       
         В средневековой астрологии планета Сатурн покровительствует России. Не оттого ли Илья – самый главный, самый русский что ли, богатырь?
       
         Илья Муравленин – ведун и ракетчик
       
         Обычно связанные с планетой Сатурн Божества оказывают покровительство волхвам, кудесникам. Сидя в погребе, Илья читает священную книгу Евангелие. Возможно, изначально Илья, сидя в глубине, читал «Глубинную книгу». Ещё у Ильи проявляется волшба – по крайней мере, он умеет заговаривать стрелу.
       
         «Ты лети же, моя калена стрела,
         Повыше лети лесу темнаго,
         Пониже облака ходячаго,
         Не падай не на воду, не на землю,
         Пади Со́ловью во правой глаз!» (№40)
       
         Иногда Илья задаёт более сложный маршрут:
       
         «Ты лети, стрелка, выше лесу, выше тёмного,
         Ты лети, стрелка, ниже облака ходячего,
         Не падай ты, стрела, ни на́ воду, ни на́ землю,
         Полети ты, стрелка, Со́ловью прямо в правый глаз,
         Пра́вым глазом, стрелка, за́лети,
         А левым глазом, стрелка, вылети!»
         Пра́вым глазом стрелка за́летела,
         Ле́вым глазом стрелка вы́летела –
         Тут и пал Со́ловей на сырую землю. (№58)
       
         Впрочем, обычно в печорских изводах Илья успевает словить Соловья до падения на землю – ну, это когда стрела попроще «запрограммирована». А может, «стрела» и вправду – какое-то настраиваемое супероружие? Управляемая ракета? Привожу длинную цитату из С.В. Горюнкова (Незнакомая древняя Русь или Как изучать язык былин, СПБ. : Алетейя, 2010, с. 140 – 142), взяв её из блога Озара (пост «Ракеты Муравленина» - http://smelding.livejournal.com/649887.html):
       
         «Вот как описывается действие "стрелы" Ильи Муромца в ряде былинных текстов. Обороняясь от нападения разбойников, Илья почему-то стреляет из лука не во врага, а в землю, и стрела "рыла землю-матушу до пояса", так что мужики валятся наземь. При этом стрела иногда заговаривается: "Ты лети, стрела каленая моя, куды летишь, приберай лес кореньями, приворачивай кверху", стрела летит, "как люта змея". "А ета стрелочка извивается", засыпая разбойников песком. "Он пустил стрелу да по подземелью. Начала земля рвать в косую сажень, В косую сажень печатную". "Стала стрела рвать на косую сажень землю (...) Нападая на осаждающую город рать, Илья стреляет, и все падают от "звегу титовьего"; стрела делает по войску "улицу": Илья по этой "улице" едет, добивая рать великую, доезжает до церкви, где горожане "каются-причащаются", и т.д. (...) "Взвыла стрела изтуга лука и пустилась со свистом в рать-силу великую. Оглушила стрела неприятеля, попадали воины на сыру землю по всему полю кинешемскому. Рвёт стрела на пути своём и дубы столетние, и лес рудовой; где только жалом ткнет, там на полверсты рвет, а хвостом лизнет, там канаву прорвет. Положила та стрела войска счёта нет, а Илья-то Муромец во след за ней, мчит и топчет злого ворога".

         Иногда выстрел в землю входит в эпизод поединка с Соловьем: Илья стреляет "во мать во сыру землю, громы стали грэметь, молонья сверкать и стало жемлетресенье". "Громы гремели, молнии сверкали, было землетрясенье Соловья Разбойника под город, и его убило, и всех людей убило от пустого грому". Иногда же поединок с Соловьем изображается, как стреляние в дуб; стрела при этом изредка "гремит": "Загрохотало, как сильный гром". Но подчас выстрел в землю и в дуб совмещён: в чистом поле стоит сила-армия, разбойнички-подорожнички хотят убить Илью; он стреляет из лука и "спускает калёну стрелу во чисто-поле, во матушку-сыру землю. Залетела эта стрелочка во сырой дуб"; "И стрелил он по матушке сырой земле в сторону, где Соловей сидит" (...). Наконец, стрела пускается иногда на двор Соловья Разбойника: "Заметало землей всё его жительство"».
       
         Есть такой мотив и на Печоре:
       
         Вот Илья Муромец снимает тугой лук и кладёт калену стрелу́ в туго́й лук. И спускает калену́ стрелу́ во чисто́ полё во матушку во сыру́ землю́. Залетела эта стрелочка в сырой дуб. И был этот дуб вышиной в десеть сажен, а шириной в три охвата мусьские. И залетела калена в дуб, и весь дуб раскро́шила в мелкие <дребезги>. От этого страху от великого все разбойники пали на землю и лежали трое сутоцек. (№43)
       
         В комментариях к тому посту («Ракеты Муравленина») дана ссылочка (http://ru-an.info/news_content.php?id=2361) на статью Алексея Артемьева «Ракеты эпохи Возрождения», где можно узнать что ракетная техника в Средневековье действительно использовалась, в том числе и русскими. Тайноведы удивляются брахмастрам и агнихотрам из индийского эпоса – эти высокотехнологичные штуковины и называются-то очень солидно. А отечественное супероружие Муромца скромно зовётся «стрелоцькой калёноей».

         Так что Илью Муромца можно считать первым нашим ракетчиком. И как православный святой он вполне может быть покровителем ракетного воинства России.
       
         Некоторые следы язычества или двоеверия
        
         Вот только положено ли православным святым заговаривать стрелы? Непонятно. И молится наш богатырь не всегда канонически. Иногда не вполне ясно, Господу Богу или Богородице:
       
         А взмолилса старо́й дак да Господу́ Богу:
         «Пресвета ти ли мати Богородиця!
         А стоел я за веру за Христовую,
         Я держалса того креста распятого,
         А повыдала поганому Издолищу,
         Ты повыдала ему дак на руганьицё!» (№69)
       
         Отнесём это к оговорке сказителя. Но иногда Илья обращается к кому-то во множественном числе:
       
         Тогда взмолился старо́й Богу Господу:
         «За что выдали меня поганому татарину на пору́ганье?
         Стоял я сорок лет за церкви за соборные,
         Стоял за веру за крещеную,
         За пресвяту я Божью матерь Богородицу
         И за всю силу небесную,
         Стоял я за тех младенцев троелётныих,
         За тех девиц сорокалётныих,
         Не выдавал поганым татарам на пору́ганье». (№79)
       
         Вроде бы, к Богу обычно не обращаются на «вы», да и к Богородице тоже:
       
         А-де упал старо́й да на сыру землю́,
         Где взмолился старо́й да Богородице:
         «А я за вас стою, да я за вас борюсь,
         А я стою-борюсь за верушку Христовую,
         А выдали вы меня поганыим да на пога́ленье,
         А на пога́ленье выдали, на пору́ганье!» (№82)
       
         По этому случаю вспоминается отмеченное в «Русских богатырях» наследие язычества вот в такой «оговорке» княгини Апраксы, советующей Владимиру:
       
         Ты поди-тко-сь во божью церковь,
         И ты молись Богам нашим могуциим.
       
         В печорских изводах былин тоже встречается нечто подобное. Вот иноверец Идол да сын Жидойлович приезжает сватать племянницу князя Владимира:
       
         Да проходит-то в новы ныньце горницы –
         Кабы руськиим богам Богу не молитця… (№21)
       
         Тут как бы «переходный» вариант: и Руськии Боги, и просто Бог. А может, над Богами всё же мыслился Единый, всем русским Богам Бог? Или это ситуация «народного православия», когда каждого святого, а то и лик, крестьянин простодушно называл «богом»? И такова же вера вложена в уста Ильи Муромца?
       
         Говорит Илья Иванович:
         «Да не так в писанье писано,
         У апостолов удумано:
         В чистом полюшке, в раздольице
         Не бывать Илье убитому». (№83)
       
         Уж Муромец-то писание знает – недаром 30 лет читал в погребах книгу Евангелие.
       
         Илья Муравленин – князь
       
         Илья был славным воином, видимо, прогремевшим и у соседей. Так попал он в эпические предания немцев, где его зовут: kunek Ilias – «князь (король) Илья», kunek von Riuzen – «князь (король) Руси» или kunek von wilden Riuzen – «князь (король) дикой Руси» («Русские богатыри», с. 207). А в былинах он – «крестьянский сын»… Или не совсем обычный крестьянский сын не совсем ординарных крестьян? Давайте посмотрим.

         Отличительный признак правителя, князя в былинах – кунья шуба. Князь Владимир дак завсегда накидывает её «на одно плечо». Такую вещь носит и его тесть – Ляховицкий король. Носящие куньи шубы богатыри Дюк и Чурило, как показали И.Я. Фроянов и Ю.И. Юдин – тоже являются племенными вождями. («Русские богатыри», с. 157, 190). А Илья? На тех же страницах «Русских богатырей» сказано, что он тоже носит кунью шубу, но лишь когда становится вождём богатырской дружины. Эх, не попалось тогда Льву Прозорову тех печорских изводов былин, где Илья сразу одет в шубу!

         Но ничего, всё можно наверстать, вернув Илью в славную когорту потомственных князей. Вот при первом своём выезде Илья встречает разбойников:
       
         «Ох вы, мужики новото́кмена! Бить мня не́ за што и грабить нечего, только есь у мня кунья шуба, которая стоит семьсот рублей». (№45)
       
        «За что вы меня хотите бить и грабить?
         Бить вам меня не за что,
         Взять у меня нечего,
         Только есть у меня, право, доброй конь,
         Конь стоит у меня восемьсот рублей;
         Еще есть у меня шуба кунья,
         Она стоит у меня семьсот рублей;
         Ище есть у меня чуден-крест серебреной,
         Крест-от стоит у меня пятьсот рублей». (№40)
       
         «Уж вы ой еси, мужички новото́кманы,
         У меня, у старого казака, взять-то нечего,
         Только есть у меня один добрый конь,
         Сто́ит мой-от конь рублей тысячу.
         Есть у меня шуба кунья,
         Стоит шуба пятьсот рублей.
         И чуден крест стоит тысячу». (№50)
       
         Описывает, так сказать, стоимость наличного имущества в тех ещё старых деньгах – из коего описания мы видим, что Илья весьма богат. И главное, на нём уже есть кунья шуба. Да и дома у него висела шубейка, которую он калике отдал:
       
         Спустилса Илеюшко со печечки муравленой,
         Берёт со спици шубу ено́тову,
         Отдаваёт калики до́бру молодцу. (№42)
       
         Недостатка в шубах в доме явно нет. Уж и матушка Ильи тоже носит кунью шубу:
       
         Не могла отбитьця от Илеюшки.
         Надевала на себя кунью́ шубу,
         На босу́ ногу́ башмачки надергиват,
         Брала она с собой золоты́ ключи́… (№42)
       
         То есть, одетая в кунью шубу матушка Ильи (кстати, в данном изводе с характерным для матерей богатырей именем Ёмелфа Тимофеёвна) – тоже является княгинею. Значит, Илья – князь наследственный. И семья у него – изначально богатая, что видно при описании сборов в дорогу в ряде изводов. Ключи-то у матушки – золотые. А в хозяйстве у них с батюшкой водятся и оружие, и «приспехи богатырские» (№50, 54).
       
         Говорит тут Илья отцу-родителю:
         «Кабы есь ле у тебя пришпехи да богатырьския,
         Уж как есь ле у тя копьецё да бурзумецкоё,
         Есь ле, есь ле у тя палица́ буёвая,
         Кабы есь ле у тебя латы́ булатныя?»
         Как на то ле ему отвечал ронной батюшко:
         «Кабы есь у мня копейцо бурзумецкоё,
         Кабы есь у меня палица буёвая,
         Кабы есь у меня ведь латы-ти булатныя,
         Кабы есь-то мня да ище доброй конь!» (№54)
       
         На конюшне наряду с двенадцатью обычными конями припасён чудесный богатырский конь – что необычно для обычных крестьян:
       
         Отвечат отец Ильи Муромцу:
         «Есть у меня в конюшенном доме двенадцать лошадей».
         Пошел Илья выбирать коне́й:
         На которого руку положит — тот и с ног падёт,
         А на которого взглянет — кожа валом идёт.
         Отвечат отец Ильи Муромцу:
         «Есть у меня сивушко-бурушко,
         На семи стоит цепях и на семи замках,
         Навалена на ём плита чугунная,
         Плитой овладашь — и конём будешь влада́ть». (№47)
       
         Кроме Ильи в эпосе есть ещё один такой необычный крестьянин, обладатель куньей шубы, князь-пахарь – Микула Селянинович. Как показано в «Русских богатырях» (с. 182 – 200), пахота Микулы – обрядовая: это производимый правителем обряд опахивания, огораживания страны, призванный служить её защите от врагов. Недаром Микула рубит борозду по прямой, не разворачиваясь в конце поля – да так споро прёт, что Вольга его сначала и догнать-то не может. А что же Илья Муромец? Его крестьянский труд обычно ограничивается расчисткой поля родителей. Но есть версии, где Илья огораживает поле:
       
         Он как из поля скота ноньце выганивал,
         Кабы полё-то сырым дубьем огораживал,
         Он ведь рвал тут как ду́бьицо с кореньицом,
         Он оклал, огородил людям на юдивленьицо. (№41)
       
         То есть, «крестьянский сын» Илья Моровлин – коллега Микулы Селяниновича по части огораживания, княжеского опахивания земли. Тут уж подумалось, не был ли Селянинович изначально тоже Зелениновичем – в честь зелёной травушки-муравушки, как Муравленин? Как-то уж похожи эти герои. Впрочем, сюжеты с ними – разные (если не брать во внимание, что про Микулу сохранилось мало сюжетов). Единственно, оба противостоят враждебным и разбойным «мужичкам». Видимо, Илья и Микула – это образы князя-пахаря из эпосов разных племён, оттого слегка и различаются.

         Итак, Илья – князь и воин, возможно, имеющий исторический прототип. Или он – мифологический герой? Подземно-травяной? Или воплощающий собою планету Сатурн? Или действующий под её управлением? Или всё вышеперечисленное? Механически объединить все эти ипостаси не получается – нужна синтетическая концепция, которая снимала бы противоречия между историческими и мифологическими толкованиями героя, увязывая их между собой. И такая концепция – есть!
       
         (продолжение следует)